Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
С помощью доброго отношения к людям можно, с Б-жьей помощью, вернуть их к Отцу небесному, приблизить к Торе и молитве

«И сделай священные одежды для Аарона, брата твоего, для славы и великолепия» (28:2). В книге «Тана де-вей Элияу» перечисляются достоинства Аарона, о котором в «Пиркей Авот раби Натана» сказано: «Встречал Аарон грешника и говорил ему: шалом». Там объясняется, что грешник, попрощавшись с Аароном, думал про себя: «Коэн гадоль Аарон, приносящий жертвы, говорит мне шалом, а я продолжаю грешить?! Отныне и впредь не буду больше грешить!»

Аарон носил на сердце своем Урим и Тумим. Он в точности знал о каждом, грешит он или нет. Тем не менее, он поднимался над своими чувствами, и, благодаря этому, возвращал людей к раскаянию!

С помощью доброго отношения к людям можно, с Б-жьей помощью, вернуть их к Отцу небесному, приблизить к Торе и молитве. Молодые люди много раз рассказывали, что главным фактором, побуждающим их к духовному подъему, как им помнится, был пусть даже один-единственный раз, когда кто-либо из глав ешивы говорил им доброе слово — например: «Сегодня ты задал хороший вопрос на уроке».

Рассказывает рав Аарон Твисиг.

Один из глав ешивы для молодежи говорил на съезде учителей, в котором я участвовал, что когда кто-либо из учащихся задает вопрос посреди урока, он записывает у себя в тетради: «Такой-то спросил так и так», чтобы не пришлось прерываться. А после урока он рассуждает с ним по теме этого вопроса. Так он поступает, даже если вопрос не такой уж выдающийся.

Несколько лет назад у него учился парень, который был глубоко погружен в учебу, и в той тетради его имя отмечено много раз. Прошли годы, этот парень перешел в старшую ешиву, потом женился и создал семью, но, к сожалению, сбился с пути. Когда глава ешивы услышал об этом, это глубоко затронуло его сердце, и он стал интересоваться, где можно встретиться с ним.

С Б-жьей помощью, ему удалось повстречать человека, работавшего в одном месте с бывшим учеником. Тот в это время уже не носил кипу, однако они с равом узнали друг друга и поздоровались.

Глава ешивы сказал своему бывшему ученику: «Знаешь, как часто я о тебе вспоминаю? Мы сейчас как раз изучаем в ешиве тот же трактат, который и ты учил со мной в свое время. Я заглядываю в тетрадь, которую вел в ту пору, а твое имя написано там много раз. Ведь ты часто задавал мне хорошие вопросы. Знай, что твои вопросы помогают мне и сегодня!»

Его собеседнику было трудно поверить в это. Он захотел прийти и самостоятельно в этом убедиться. Рав, конечно же, с удовольствием пригласил его посетить ешиву.

Тот приехал с кипой на голове из уважения к своему бывшему учителю. Заглянув в тетрадь и увидев свое имя, он разрыдался и сказал: «Если уж Вы записывали мои вопросы, когда я был юношей, и теперь Вам это помогает, я обещаю исправиться».

«Сегодня этот ученик, — закончил свой рассказ глава ешивы, — является Б-гобоязненным аврехом, соблюдающим Тору и заповеди во всех деталях».

Чем же удалось спасти эту заблудшую душу? — добрым чувством, которое ей доставили.

Не знаю, заслуживали ли его вопросы на самом деле серьезного отношения. Но когда ему показали, что его помнят и считаются с ним, это принесло большую пользу.

Расскажу еще одну историю — одну из тысячи, которую я слышал из первых уст. Это была чрезвычайно драматическая цепочка событий, о которой мне рассказал почтенный еврей, выдающийся мудрец, ведущий уроки в одной знаменитой ешиве в Бней-Браке.

Некоторое время назад ему понадобилось лететь в далекую страну и провести там несколько дней. Во время своего пребывания там, когда он шел по улице города, его одолела жажда, и он стал искать подходящий уголок, где можно было купить холодной воды. Он стал спрашивать у прохожих, нет ли в этом районе еврейского ресторана, и ему показали кошерный ресторан неподалеку. Войдя туда, он заметил среди сотрудников молодого парня. Несколько минут рав стоял и со своего места разглядывал его лицо.

Внезапно парень заметил рава, подошел и сказал: «Уважаемый рав, Вы разве не узнаете меня? Меня зовут так-то, я учился в ешиве, где Вы даете уроки». С изумлением рав вспомнил имя этого юноши и спросил его с нескрываемым удивлением: «Как же ты оказался в этом месте? В свое время, когда ты учился у нас, я слышал от главы ешивы чудесную похвалу в твой адрес. Однажды, помню, он даже сказал мне, что вопросы, которые ты задаешь на уроках, свидетельствуют о том, что ты идешь к великому будущему и станешь восходящей звездой на небосклоне Торы. Как же ты докатился досюда вместо того, чтобы озарять мир блестящими открытиями в Торе? Как получилось так, что мир Торы потерял человека, которому было уготовано величие?»

Как только рав закончил говорить, парень горько заплакал и сокрушенным голосом спросил: «Вы говорите правду? Все эти речи произносились у меня за спиной, пока я сидел в учебном зале? Как же так вышло, что за все годы, что я учился в ешиве, днем и ночью размышлял над Торой, до моих ушей ни разу не дошло ничего подобного? Знайте, если бы я сам услышал то, что Вы слышали обо мне, я бы здесь сегодня не стоял. За все годы моей учебы никто не делал мне комплиментов, и я полагал, что, видимо, ничего из меня не выйдет. Вот почему Вы видите меня сегодня здесь оставшимся без всяких признаков еврейства».

Мы не постигаем тайны, и пути Провидения, приведшие этого юношу в такое место, скрыты от нас. Главу ешивы и ее преподавателей нам также не следует обвинять — конечно же, они не желали ничего дурного, когда не высказали ему похвалу. Видимо, считали, что если он учится днем и ночью, значит наслаждается Торой, и это удовлетворение от каждой секунды наполняет его, а потому ему не нужны внешние стимулы.

Но мы должны сделать из этой истории нравственный вывод, чтобы не повторять таких ошибок. Когда мы видим, как молодой человек сидит и учится с постоянством, давайте не станем воздерживаться от того, чтобы подойти к нему и сделать ему комплимент в самых ясных выражениях, не будем экономить на словах, а похвалим его любым возможным образом. Быть может, этим мы поддержим жизнь в его душе, вселим желание и решимость в его сердце. Быть может, это станет нашей большой заслугой, и так мы вырастим еще больше высоких деревьев среди виноградника дома Израиля (Кводам шель Исраэль).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Ни за что бы не подумала, что быть матерью так тяжело…

20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая

Какие молитвы или псалмы читать, если женщина долго не может выйти замуж?

18 декабря, отвечает Редакция Толдот

Как оградить англоязычную девочку от издевательства одноклассниц?

17 декабря, отвечает Ципора Харитан

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его