«И увидел, и сказал: как грозно это место» (28:17). Раши комментирует: «Я говорю, что это гора Мория сдвинулась с места и пришла сюда — Храм пришел навстречу Яакову до Бейт-Эля. Это и означают слова “наткнулся на место”».
В словах святого Раши объяснено, что гора пошла навстречу Яакову. Впрочем, Рамбан во всем спорит с подходом Раши, полагая, что здесь произошел «прыжок дороги» — такой же, как и любой другой прыжок дороги, упомянутый у наших мудрецов. Смысл в том, что это человек мгновенно перемещается в другое место, а не место перемещается к человеку. По-видимому, нам нужно объяснить мнение Раши: почему здесь идет речь о «прыжке дороги» иного рода, чем обычно?
Ответ мы поймем благодаря следующей истории.
Дело было в один из дней, когда Янкеле Тиктинер, один из наиболее усердных учащихся ешивы «Мир», получил официальное письмо, приказывающее ему предстать перед военным начальством для призыва в польскую армию. Поскольку Янкеле был закаленным парнем со здоровым телом, ему было ясно, что шансы освободиться от армии и снять с себя бремя службы ничтожно малы. Действительно, так и произошло — военному врачу было достаточно один раз взглянуть на здоровое лицо Янкеле, чтобы однозначно постановить: он пригоден к военной службе.
С дрожащими коленями Янкеле вышел из кабинета военного начальства с документом в руках, в котором ему было велено, спустя несколько дней, прибыть для начала военной службы. Он сразу же поспешил домой к своему учителю, раби Элиэзеру Йеуде, который вздрогнул, увидев своего любимого ученика горько плачущим: «Раби! Меня призывают в армию! Что делать? Я не могу оторваться от Гмары, от святой Торы!» — завывал Янкеле, и раби Элиэзер Йеуда полностью с ним соглашался.
Последующие дни раби Элиэзер Йеуда посвятил тому, чтобы вместе с другими главами ешивы задействовать все средства и вызволить Янкеле из когтей польской армии. Но старания не увенчались успехом: было видно, что с Небес уже постановили приговор, и теперь его никак не изменить…
Так, спустя некоторое время, когда он, разбитый и подавленный, пришел проститься со своим великим учителем, тот сказал ему: «Янкеле, не горюй. Тебе приходится отойти от стендера с книгами, покинуть зал ешивы, но саму ешиву ты не бросаешь! Напротив, ты идешь, чтобы открыть новый филиал ешивы Мир — внутри армии Польши».
С недоумением в глазах посмотрел Янкеле на учителя, а тот улыбнулся и сказал: «Все в точности, как ты слышал… Ты построишь “филиал” ешивы в армии. Раз в месяц отправляй мне письмо, в котором будут открытия в Торе, сделанные тобой в промежутках между тренировками. А я буду присылать тебе денежную помощь, которую выделяют для каждого ученика, занимающего ешивские скамейки. Так ты продолжишь оставаться учеником ешивы и далее, так же как до сих пор».
Слова учителя словно пролили росу оживления на сердце Янкеле, который с радостью принял это предложение. В его душе возникла искра надежды: он продолжит учиться даже в армии, делать открытия в Торе, а главное — останется учеником ешивы Мир!
Все точно так и получилось. В течение последующих двух лет в разное время, днем и ночью, Яаков использовал каждую свободную секунду, чтобы размышлять над Торой и записывать свои выводы в письмах. Раз в месяц в ешиву приходило письмо с печатью органов цензуры, в котором содержались открытия, сделанные учеником ешивы где-то там в «филиале» среди польской армии. Одновременно с этим и раби Элиэзер Йеуда не забывал о своем обещании. Каждый месяц он посылал финансовую поддержку, позволявшую Яакову выдерживать тяжкие годы службы.
Но однажды все провалилось: Янкеле отправил письмо с открытиями в Торе, как делал это каждый месяц, но ответное письмо с деньгами не пришло. Сначала он думал, что письмо задержалось где-то в дороге. Но когда прошла неделя, а затем и другая, и письма все еще не было, он поспешил послать еще одно со словами удивления: не потерялся ли конверт по дороге? Или, быть может, глава ешивы отказался от своего обещания?
А что же с ответным письмом? В этот раз оно не замедлило прийти. В нем содержались следующие слова: «Открытия, сделанные тобой в этом месяце, основаны на том, что я уже слышал от тебя в прошлом году. Нельзя платить дважды за одно и то же», — написал раби Элиэзер Йеуда, который не шел на компромиссы даже с любимым учеником, и даже когда тот находился так далеко, в неизвестном военном лагере. Он продолжал относиться к Яакову как к учащемуся ешивы во всех смыслах, словно тот вместе с остальными сидел в учебном зале.
Излишне было бы говорить, что Янкеле собрался с силами и стал работать над другим исследованием, и в результате финансовая помощь пришла. Но этот урок он хорошо усвоил: условия рава были не просто примером красноречия, а настоящим договором. Янкеле продолжал оставаться учеником ешивы во всех отношениях — со всеми привилегиями и обязанностями.
Два года спустя, когда он освободился от службы, выполнив все, что было положено, он вернулся в ешиву. Он сел за Гмару так, словно и не было этих двух лет, и продолжил размышлять над ней, как в прежние дни. Он рос и развивался, поднимался и возвышался, став со временем выдающимся мудрецом.
Мы видим, что человек, который был вынужден оторваться от своего места и уйти в нечистое место среди гоев, не обязан при этом терять свои духовные ступени. В любом месте, где он находится, он способен открыть «филиал» ешивы и продолжать расти в точности так же, как он делал это в бейт-мидраше!
Отсюда и ответ на наш вопрос: Яаков, шедший в дом Лавана, сильно переживал из-за царившей там нечистоты и боялся потерять всю Тору. Поэтому свыше ему показали, что Храм может сойти со своего места, и гора Мория может прийти к нему, где бы он ни находился. А значит, и в дом Лавана можно принести Храм и ешиву, и там тоже можно продолжать возвышаться (Леламедха — рав гаон Мордехай Фройндлих).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его