«И увидел, и сказал: как грозно это место» (28:17). Раши комментирует: «Я говорю, что это гора Мория сдвинулась с места и пришла сюда — Храм пришел навстречу Яакову до Бейт-Эля. Это и означают слова “наткнулся на место”».
В словах святого Раши объяснено, что гора пошла навстречу Яакову. Впрочем, Рамбан во всем спорит с подходом Раши, полагая, что здесь произошел «прыжок дороги» — такой же, как и любой другой прыжок дороги, упомянутый у наших мудрецов. Смысл в том, что это человек мгновенно перемещается в другое место, а не место перемещается к человеку. По-видимому, нам нужно объяснить мнение Раши: почему здесь идет речь о «прыжке дороги» иного рода, чем обычно?
Ответ мы поймем благодаря следующей истории.
Дело было в один из дней, когда Янкеле Тиктинер, один из наиболее усердных учащихся ешивы «Мир», получил официальное письмо, приказывающее ему предстать перед военным начальством для призыва в польскую армию. Поскольку Янкеле был закаленным парнем со здоровым телом, ему было ясно, что шансы освободиться от армии и снять с себя бремя службы ничтожно малы. Действительно, так и произошло — военному врачу было достаточно один раз взглянуть на здоровое лицо Янкеле, чтобы однозначно постановить: он пригоден к военной службе.
С дрожащими коленями Янкеле вышел из кабинета военного начальства с документом в руках, в котором ему было велено, спустя несколько дней, прибыть для начала военной службы. Он сразу же поспешил домой к своему учителю, раби Элиэзеру Йеуде, который вздрогнул, увидев своего любимого ученика горько плачущим: «Раби! Меня призывают в армию! Что делать? Я не могу оторваться от Гмары, от святой Торы!» — завывал Янкеле, и раби Элиэзер Йеуда полностью с ним соглашался.
Последующие дни раби Элиэзер Йеуда посвятил тому, чтобы вместе с другими главами ешивы задействовать все средства и вызволить Янкеле из когтей польской армии. Но старания не увенчались успехом: было видно, что с Небес уже постановили приговор, и теперь его никак не изменить…
Так, спустя некоторое время, когда он, разбитый и подавленный, пришел проститься со своим великим учителем, тот сказал ему: «Янкеле, не горюй. Тебе приходится отойти от стендера с книгами, покинуть зал ешивы, но саму ешиву ты не бросаешь! Напротив, ты идешь, чтобы открыть новый филиал ешивы Мир — внутри армии Польши».
С недоумением в глазах посмотрел Янкеле на учителя, а тот улыбнулся и сказал: «Все в точности, как ты слышал… Ты построишь “филиал” ешивы в армии. Раз в месяц отправляй мне письмо, в котором будут открытия в Торе, сделанные тобой в промежутках между тренировками. А я буду присылать тебе денежную помощь, которую выделяют для каждого ученика, занимающего ешивские скамейки. Так ты продолжишь оставаться учеником ешивы и далее, так же как до сих пор».
Слова учителя словно пролили росу оживления на сердце Янкеле, который с радостью принял это предложение. В его душе возникла искра надежды: он продолжит учиться даже в армии, делать открытия в Торе, а главное — останется учеником ешивы Мир!
Все точно так и получилось. В течение последующих двух лет в разное время, днем и ночью, Яаков использовал каждую свободную секунду, чтобы размышлять над Торой и записывать свои выводы в письмах. Раз в месяц в ешиву приходило письмо с печатью органов цензуры, в котором содержались открытия, сделанные учеником ешивы где-то там в «филиале» среди польской армии. Одновременно с этим и раби Элиэзер Йеуда не забывал о своем обещании. Каждый месяц он посылал финансовую поддержку, позволявшую Яакову выдерживать тяжкие годы службы.
Но однажды все провалилось: Янкеле отправил письмо с открытиями в Торе, как делал это каждый месяц, но ответное письмо с деньгами не пришло. Сначала он думал, что письмо задержалось где-то в дороге. Но когда прошла неделя, а затем и другая, и письма все еще не было, он поспешил послать еще одно со словами удивления: не потерялся ли конверт по дороге? Или, быть может, глава ешивы отказался от своего обещания?
А что же с ответным письмом? В этот раз оно не замедлило прийти. В нем содержались следующие слова: «Открытия, сделанные тобой в этом месяце, основаны на том, что я уже слышал от тебя в прошлом году. Нельзя платить дважды за одно и то же», — написал раби Элиэзер Йеуда, который не шел на компромиссы даже с любимым учеником, и даже когда тот находился так далеко, в неизвестном военном лагере. Он продолжал относиться к Яакову как к учащемуся ешивы во всех смыслах, словно тот вместе с остальными сидел в учебном зале.
Излишне было бы говорить, что Янкеле собрался с силами и стал работать над другим исследованием, и в результате финансовая помощь пришла. Но этот урок он хорошо усвоил: условия рава были не просто примером красноречия, а настоящим договором. Янкеле продолжал оставаться учеником ешивы во всех отношениях — со всеми привилегиями и обязанностями.
Два года спустя, когда он освободился от службы, выполнив все, что было положено, он вернулся в ешиву. Он сел за Гмару так, словно и не было этих двух лет, и продолжил размышлять над ней, как в прежние дни. Он рос и развивался, поднимался и возвышался, став со временем выдающимся мудрецом.
Мы видим, что человек, который был вынужден оторваться от своего места и уйти в нечистое место среди гоев, не обязан при этом терять свои духовные ступени. В любом месте, где он находится, он способен открыть «филиал» ешивы и продолжать расти в точности так же, как он делал это в бейт-мидраше!
Отсюда и ответ на наш вопрос: Яаков, шедший в дом Лавана, сильно переживал из-за царившей там нечистоты и боялся потерять всю Тору. Поэтому свыше ему показали, что Храм может сойти со своего места, и гора Мория может прийти к нему, где бы он ни находился. А значит, и в дом Лавана можно принести Храм и ешиву, и там тоже можно продолжать возвышаться (Леламедха — рав гаон Мордехай Фройндлих).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский