«Возьми же теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, и выйди в поле, и налови мне дичи» (27:3). Нельзя забывать, нужно повторять это снова и снова: мы находимся в изгнании, даже если избавление чрезвычайно близко. Мы пребываем в периоде «пятки Машиаха», а мудрецы видели своим святым духом, что в это время те, кто досаждают Израилю, особенно соблюдающим Тору и трепещущим перед словом Б-жьим, будут побеждать. Хранящие искру веры и преданные наследию будут стоять перед ними беззащитными.
Но так ли это на самом деле? Давайте задумаемся над недельной главой. Наш праотец Ицхак обращается к своему старшему сыну, чтобы тот взял лук и стрелы и отправился в лес добыть для него дичи. Раби Хаим Виталь спрашивает: почему он послал его с таким слабым оружием в место хищных зверей, туда, где водятся львы, леопарды и медведи. Мы ведь знаем, что Эсав получил в наследство от Нимрода одежду первого человека, перед которой склоняются в трепете все звери (Амар Наки 27:15). Почему же он не одел ее, отправившись на охоту?
Он дает удивительный ответ. Ицхак сказал своему сыну: когда выходишь исполнить заповедь, — например, почтение к отцу, — тебе не нужна защита в виде одежды Адама. Ведь «посланники заповеди не терпят вреда» (Псахим 8 а). У тебя будет помощь Небес, и никто тебе не повредит!
Так и все, кто идет «против потока» ради Творца и Его Торы, чтобы умножить славу Небес и распространить Тору и трепет — тоже являются посланниками заповеди, а значит и они защищены от всякого зла.
Наши мудрецы рассказывают (Берешит Раба 65): «Не было в мире никого мудрее, чем Билам бен Беор и Авнимус Гарди. Пришли к ним все народы и спросили: можем ли мы одолеть Израиль? Те ответили: пройдите и посмотрите в их синагоги и дома учения — если найдете там учащихся юношей, то не сможете победить, ибо так обещал им их Отец, сказав: “Голос — голос Яакова”. В то время, когда голос Яакова слышен в синагогах, нет места рукам Эсава, если же нет, то “руки — руки Эсава”, и тогда вы победите».
Скажем без всякой двусмысленности: мы пребываем во «времени бедствия для Яакова», но «из него спасемся» с Б-жьей помощью. Однако нет дня, проклятье которого не превосходило бы предыдущий, да помилует Создатель. Любой наш ненавистник, готовый к самоубийству, может оказаться ходячей бомбой и вызвать неизмеримое горе, как сказано: «Один грешник уничтожит много блага» (Коэлет 9:18). А в чем же наша сила и наша мощь? Не на что нам положиться, кроме проверенного и испытанного средства: «В то время, когда голос Яакова слышен в синагогах, нет места рукам Эсава». Нужно стараться участвовать в общей молитве в синагоге и в уроках Торы в бейт-мидраше.
Особый акцент в Мидраше делается на юношей, изучающих Тору. Нужно отправлять детей в систему религиозного воспитания, в группы тех, кто постоянно учится, и на дополнительные занятия, поощрять и стимулировать их. В заслугу их учебы будут защищены и родители, их семьи и весь народ Израиля.
Мидраш рассказывает (Эйха Раба 1:60): Афины, как известно, были центром греческой культуры, столицей «греческой мудрости», поэзии и литературы, театра и философии. Приехал один житель Афин в Иерусалим, нашел еврейского ребенка, дал ему денег и попросил купить для него яиц и сыра.
Когда тот принес ему все, грек спросил: «Покажи мне, какой сыр получен от белой козы, а какой от черной?»
Ребенок ответил: «Ты старше, вот и покажи мне, какое яйцо от белой курицы, а какое от черной».
Эта история загадочна и непонятна. Что за мудрость звучит в словах ребенка? На первый взгляд, ни грек, ни еврейский ребенок не показали здесь никакой особой мудрости…
Здесь мы видим еще одно указание, — сказал гаон раби Рефаэль а-Леви Соловейчик, — на глубину слов и загадок наших мудрецов. В этом отрывке показано острое соперничество между Афинами и Иерусалимом.
Афинянин сделал намек на то, что когда-то давно были видны явные отличия между евреями и греками. Они отличались так же, как белая коза от черной. Но теперь уже все отличия стерлись.
Евреи и неевреи выглядят одинаково, хотя их предки были совершенно не похожи — точно так же, как невозможно отличить сыр, полученный из молока белой козы, от того, что получен из молока черной.
Умный иерусалимский ребенок ответил ему: это правда, но она неверна…
Различия между потомками евреев и потомками греков похожи не на сыр, а на яйца. Ведь и у яиц по их внешнему виду не поймешь, какое из них снесла белая курица, а какое черная. Но внутри скрыты их особенности: из одного яйца вылупится белый птенец, а из другого черный.
Следовательно, хотя свиду еврей может быть похож на нееврея, он все равно отличается от него по своей сути и природе (Майян а-Эмуна).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский