«Возьми же теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, и выйди в поле, и налови мне дичи» (27:3). Нельзя забывать, нужно повторять это снова и снова: мы находимся в изгнании, даже если избавление чрезвычайно близко. Мы пребываем в периоде «пятки Машиаха», а мудрецы видели своим святым духом, что в это время те, кто досаждают Израилю, особенно соблюдающим Тору и трепещущим перед словом Б-жьим, будут побеждать. Хранящие искру веры и преданные наследию будут стоять перед ними беззащитными.
Но так ли это на самом деле? Давайте задумаемся над недельной главой. Наш праотец Ицхак обращается к своему старшему сыну, чтобы тот взял лук и стрелы и отправился в лес добыть для него дичи. Раби Хаим Виталь спрашивает: почему он послал его с таким слабым оружием в место хищных зверей, туда, где водятся львы, леопарды и медведи. Мы ведь знаем, что Эсав получил в наследство от Нимрода одежду первого человека, перед которой склоняются в трепете все звери (Амар Наки 27:15). Почему же он не одел ее, отправившись на охоту?
Он дает удивительный ответ. Ицхак сказал своему сыну: когда выходишь исполнить заповедь, — например, почтение к отцу, — тебе не нужна защита в виде одежды Адама. Ведь «посланники заповеди не терпят вреда» (Псахим 8 а). У тебя будет помощь Небес, и никто тебе не повредит!
Так и все, кто идет «против потока» ради Творца и Его Торы, чтобы умножить славу Небес и распространить Тору и трепет — тоже являются посланниками заповеди, а значит и они защищены от всякого зла.
Наши мудрецы рассказывают (Берешит Раба 65): «Не было в мире никого мудрее, чем Билам бен Беор и Авнимус Гарди. Пришли к ним все народы и спросили: можем ли мы одолеть Израиль? Те ответили: пройдите и посмотрите в их синагоги и дома учения — если найдете там учащихся юношей, то не сможете победить, ибо так обещал им их Отец, сказав: “Голос — голос Яакова”. В то время, когда голос Яакова слышен в синагогах, нет места рукам Эсава, если же нет, то “руки — руки Эсава”, и тогда вы победите».
Скажем без всякой двусмысленности: мы пребываем во «времени бедствия для Яакова», но «из него спасемся» с Б-жьей помощью. Однако нет дня, проклятье которого не превосходило бы предыдущий, да помилует Создатель. Любой наш ненавистник, готовый к самоубийству, может оказаться ходячей бомбой и вызвать неизмеримое горе, как сказано: «Один грешник уничтожит много блага» (Коэлет 9:18). А в чем же наша сила и наша мощь? Не на что нам положиться, кроме проверенного и испытанного средства: «В то время, когда голос Яакова слышен в синагогах, нет места рукам Эсава». Нужно стараться участвовать в общей молитве в синагоге и в уроках Торы в бейт-мидраше.
Особый акцент в Мидраше делается на юношей, изучающих Тору. Нужно отправлять детей в систему религиозного воспитания, в группы тех, кто постоянно учится, и на дополнительные занятия, поощрять и стимулировать их. В заслугу их учебы будут защищены и родители, их семьи и весь народ Израиля.
Мидраш рассказывает (Эйха Раба 1:60): Афины, как известно, были центром греческой культуры, столицей «греческой мудрости», поэзии и литературы, театра и философии. Приехал один житель Афин в Иерусалим, нашел еврейского ребенка, дал ему денег и попросил купить для него яиц и сыра.
Когда тот принес ему все, грек спросил: «Покажи мне, какой сыр получен от белой козы, а какой от черной?»
Ребенок ответил: «Ты старше, вот и покажи мне, какое яйцо от белой курицы, а какое от черной».
Эта история загадочна и непонятна. Что за мудрость звучит в словах ребенка? На первый взгляд, ни грек, ни еврейский ребенок не показали здесь никакой особой мудрости…
Здесь мы видим еще одно указание, — сказал гаон раби Рефаэль а-Леви Соловейчик, — на глубину слов и загадок наших мудрецов. В этом отрывке показано острое соперничество между Афинами и Иерусалимом.
Афинянин сделал намек на то, что когда-то давно были видны явные отличия между евреями и греками. Они отличались так же, как белая коза от черной. Но теперь уже все отличия стерлись.
Евреи и неевреи выглядят одинаково, хотя их предки были совершенно не похожи — точно так же, как невозможно отличить сыр, полученный из молока белой козы, от того, что получен из молока черной.
Умный иерусалимский ребенок ответил ему: это правда, но она неверна…
Различия между потомками евреев и потомками греков похожи не на сыр, а на яйца. Ведь и у яиц по их внешнему виду не поймешь, какое из них снесла белая курица, а какое черная. Но внутри скрыты их особенности: из одного яйца вылупится белый птенец, а из другого черный.
Следовательно, хотя свиду еврей может быть похож на нееврея, он все равно отличается от него по своей сути и природе (Майян а-Эмуна).
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора заповедала уважительно относиться к родителям, а также не злословить о ближних. Комментарии к недельной главе.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ки таво»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Бикурим (первинки)
р. Ури Калюжный
По материалам ЖЖ Ури Калюжного
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
В эпоху Храма евреям было заповедано приносить в Иерусалим корзину с первыми плодами
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всевышний не требует, чтобы мы отправились в путешествие за редким фруктом. Ему нужны непосредственные плоды нашей работы.
Рав Авраам Фридман,
из цикла «Недельная глава Торы»
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, иллюстрирующие недельную главу Торы