«Ибо заповедь эта, которую Я заповедую тебе сегодня, не непостижима для тебя» (30:11). В Мидраше (Дварим Раба 8:2) приводится следующее: «Быть может, скажете, что во зло вам Я дал Тору? Я дал ее вам только лишь ради вашего блага. Ангелы служения жаждали ее, но она была скрыта от них, как сказано (Иов 28:21): “И скрыта от глаз всего живого” — это ангелы, называемые святыми животными, “и от птицы небесной спрятана” — это (обычные) ангелы. Сказал евреям Святой, благословен Он: Дети Мои, для ангелов она непостижима, но для вас — постижима. Откуда это известно? Из того, что мы читаем: “Ибо заповедь эта, которую Я заповедую тебе сегодня, не непостижима для тебя”».
Весь этот Мидраш удивителен. Разве может кому-то прийти на ум, что святая Тора, о которой Сам Творец свидетельствует, что она — жизнь и благо, была дана нам во зло? Зачем Творцу обращать внимание на такое возражение и приводить в качестве аргумента ангелов служения, которые жаждали обрести ее. К тому же, достаточно было сказать, что ангелы хотели ее, как это доказывается в Гмаре (Шаббат 88 б) из слов «Помести великолепие Свое на небо» (Теилим 8:2). Однако внимательный читатель увидит, что акцент делается на том, что Тора была скрыта от них.
Дело в том, что благо от Торы и заповедей можно понять двумя способами. Объясним это притчей.
Человек нанял работника, чтобы тот рубил для него дрова за деньги. Несомненно, работник будет благодарен. За что? За деньги, так как сама по себе рубка дров — это утомительный труд. А теперь представим, что юноша заболел, на него напала слабость, и врач сказал, что ему нужно заниматься спортом на свежем воздухе. Отец говорит ему: «Поруби дров и получишь деньги». Тогда этому юноше нужно быть благодарным двойне — и за деньги, и за оздоровительную рубку дров.
В этом-то и заключался вопрос: «Быть может, скажете, что во зло вам Я дал Тору?» Возможно, вы решите, что Всевышний захотел удостоить народ Израиля вечной жизни, чтобы ему не пришлось вкушать чужой хлеб, и для того дал им Тору и заповеди, но в них самих никакой пользы нет. Нет, это не так: «Я дал ее вам только лишь ради вашего блага». Доказательство этого в том, что даже ангелы служения жаждали ее, хотя им не было обещано награды. Они и так наслаждаются сиянием Шхины, состоянием будущего мира. Но Тора скрыта от них!
Ведь Тора во всем соответствует человеку! Его качествам, природе, личности, сущности. Она строит и формирует его: «И соблюдайте Мои заповеди и делайте их (отам)» (Ваикра 22:31) — делайте «вы» (атем) написано, словно вы делаете самих себя (Санедрин 99 б).
«Дети Мои, для ангелов она непостижима, но для вас — постижима». Человек чувствует и ощущает, как заповеди строят его, как Тора «растит его и возвышает».
Но некоторые могут возразить: «Если нет муки, нет и Торы». Такие гонятся за заработком, и нет у них времени заниматься Торой. Им мы посоветуем то, о чем говорил наш учитель рав Йосеф Хаим, автор книги «Бен Иш Хай», в Багдаде.
В одной из глав Теилим мы произносим: «Глаза всех на Тебя взирают, а Ты даешь им пищу их вовремя». Здесь упоминается не просто «пища», а «пища их» — каждому именно то, что для него предназначено. Об этом сказано в Гмаре (Сота 10 а): перед пьющими вино ставят бокалы с вином, а перед крестьянином кладут сухой инжир. Все — согласно участи, постановленной изначально в день суда, в Рош а-Шана.
История об одном богаче, владельце полей и земельных участков. Он женил своего сына и позвал всех друзей и близких на свадебное пиршество. По доброте душевной решил пригласить и наемных рабочих — земледельцев, трудящихся у него на полях, чтобы и они приобщились к радости.
Его друзья, богатые люди города, не обратили внимания на трапезу. Ведь они и так каждый день ели мясо и пили вино. Они пришли, только чтобы благословить жениха и пожелать ему всего лучшего. Но бедные крестьяне, которые каждый день ели горькую редьку, мечтали о хорошей трапезе. Они жаждали сесть за стол богатых и отведать их яств. Наконец-то, они смогут насладиться лакомствами.
В свадебный вечер богатые пришли и увидели великолепно накрытые столы, на которых стояли салаты для возбуждения аппетита. Редька и лук, картошка и кислые овощи. Они слегка попробовали и принялись беседовать. Затем им принесли основные блюда — рис, мясо и разные гарниры.
Тем временем крестьяне завершили свою дневную норму работы и двинулись длинной дорогой с полей к себе домой, чтобы помыться и сменить одежду. Когда они пришли на трапезу, то обнаружили, что главные блюда уже съедены. Для них остались лишь салаты, так хорошо им знакомые — редька с луком.
Такова участь этих людей: богатые всегда едят мясо, а бедные — горькую редьку.
Есть лишь один день в году, когда человек может изменить свою участь на небесах. Перейти от «редьки» к «мясу». Это Рош а-Шана. В этот день он будет записан в книгу, впечатан в нее для хорошей жизни. Рош а-Шана зависит от раскаяния, а раскаяние — от нас. Главное — открыть сердце и искренне решить улучшить свои пути и поступки (Майян а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский