«А Билама, сына Беора, убили мечом» (31:8). Наши мудрецы говорят, что Билам возвратился в свою землю, как об этом написано в конце предыдущей недельной главы. Но когда он узнал, что его совет ввести Израиль в грех помог погубить двадцать четыре тысячи евреев в эпидемии, он пришел получить награду.
Увидев Пинхаса, пришедшего убить его, он прибег к колдовству и взлетел в воздух. Но Пинхас произнес Имя Б-га и также поднялся в воздух. Он достиг Билама, возложил на него налобную пластину (циц) первосвященника, тем самым заставив его спуститься на землю. А затем убил его мечом (Мидраш Йеламдену).
Святой Ари спрашивает: если Пинхас сбросил его на землю с помощью святого имени, почему он не смог сразу убить его с помощью имени? Ведь мы видим, что Моше убил египтянина Именем Б-га.
Он отвечает, что такая смерть была бы слишком возвышенной для столь низкого и испорченного человека, как колдун Билам, у которого был дурной глаз и черное сердце. Поэтому сбросить его надо было с помощью имени, а убить — мечом.
В нашей главе упомянута еще одна месть: Моше было заповедано совершить возмездие за сынов Израиля против мидьянцев за то, что они ввели евреев в грех идолопоклонства и разврата, вызвав эпидемию, погубившую двадцать четыре тысячи из них. Это словно замкнуло полный круг: отмщение автору идеи греха и отмщение ее исполнителям.
Бывают люди, выражающие свое отвращение к мести и считающие, что не следует взыскивать с обидчиков за причиненное зло. Тонкие и деликатные люди. Но когда конкретный человек обидит их, они тотчас встают и мстят ему. И мы не осуждаем их — ведь это естественное качество человека, вложенное в него Самим Творцом. Вопрос лишь в том, за что мстить и отплачивать? Был ли это акт против имущества и личной чести, или же ущерб был нанесен чистоте за счет введения в грех?
Поэтому нас предупреждают не подменять понятия. Если это личная обида — «не мсти и не будь злопамятным». «Обижаемые и не обижающиеся, слышащие оскорбления и не отвечающие — о них говорит Писание: “Любящие Его подобны выходу Солнца в силе”». И каждому, кто уступает другим, прощают его преступления, как сказано: «Сносящий грех и проходящий мимо преступления». Кому сносится грех? Тому, кто проходит мимо преступления (не мстит за него).
Но те, кто причиняет беды народу Израиля, являются врагами Б-га. Они покушаются на наши души и хотят разорвать нашу связь с Творцом. О них говорит Мидраш: «В моих личных делах я вправе прощать, но не в делах Творца моего» (Эстер Раба 2:4). И о них сказал Давид: «Ненавистников Твоих, Б-же, буду ненавидеть и с восстающими против Тебя буду конфликтовать. Предельной ненавистью ненавижу их, врагами стали они мне!» (Теилим 139:21).
В разгар второй мировой войны, когда приходили ужасающие новости о преследованиях в гетто, концлагерях и уничтожении, газовых камерах и печах, ребе из Гусятина за своим чистым столом сказал: «Мы каждый день ожидаем спасения народа Израиля, но его спасение не будет совершенным без возмездия его врагам!» Затем он добавил: «Рамбам (Брахот 2:4) пишет, что третье благословение (в Биркат а-Мазон) нужно завершать словами “Строящий Иерусалим”, но при этом не говорят “Спасающий Израиль и строящий Иерусалим”, поскольку не заканчивают благословения двумя вещами сразу».
Там же в комментарии Лехем Мишне возникает возражение: как же тогда мы завершаем чтение Мегилы благословением «Б-г, взыскивающий ради них со всех врагов их, Б-г спасающий»? Разве это не завершение двумя вещами?
На это ребе ответил, ссылаясь на «Орхот Хаим», что это на самом деле одно завершение. Ведь спасения для Израиля не бывает без возмездия врагам. Он сказал: «То же самое я отыскал в Мидраше (Ялкут Шимони, Эйха 1031): В будущем мире придет Святой, благословен Он, успокоить общину Израиля, а она ответит Ему: “Не успокоюсь, пока Ты не отплатишь возмездием тем злодеям, которые причиняли мне страдания и оскорбляли Имя Твое”». Он же ответит ей: «И накормлю притеснителей твоих плотью их, и, как молодым вином, упьются они кровью своей, и узнает всякая плоть, что Я — Б-г, спасающий тебя и избавляющий тебя, Сильный Яакова» (Ишайя 49:26). Да будет это вскоре, в наши дни, амен!
Об этом и сказано в Гмаре (Брахот 33 а): «Велик Храм, ибо дан меж двух упоминаний Б-га: “Обитель, чтобы жить в ней, содеял Ты, Б-же, Храм, Б-же, устроили руки Твои”. В таком случае, — задают вопрос, — скажите, что и возмездие столь же велико, поскольку тоже дано меж двух упоминаний Б-га: “Б-г возмездий Б-г”. Действительно, — дается ответ, — когда оно необходимо, оно велико».
Смысл всего сказанного таков. На первый взгляд, возмездие нежелательно. Ведь нам заповедано не мстить никому, а вместо этого — извинять и прощать.
Но все зависит от того, где, когда и за что. Никто не станет терпеть, когда причиняют вред его родителям или детям. И мы не терпим, когда оскорбление наносится нашему Отцу Небесному, а Он — когда нападают на нас. Творец дает Моше заповедь: «Отомсти мидьянцам возмездием за сынов Израиля», и тогда сам Моше приказывает «воздать отмщением Б-жьим Мидьяну». Да будет Его воля, чтобы мы поскорее (Ишайя 61:2) «назвали год благоволения Б-жьего и день возмездия Всесильного, чтобы утешить всех скорбящих» (Майян а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский