«И взял Йеошуа» (27:22). Чтобы устранить любые сомнения, сразу скажем, что речь у нас пойдет не о политике. А теперь, после такого предисловия, можно перейти к теме. Как думаете, сколько усилий и какие уговоры потребуются, чтобы получить у главы оппозиции согласие стать председателем правительства?
Кого можно привлечь, заставив его принять на себя законы движения и выполнять желания народа, неся на себе такое бремя?
Какой смешной вопрос! Такое впечатление, что человек, даже скованный железными цепями, едва почувствует хоть малейший шанс, «разорвет путы, как разрывают льняную нить, почуяв огонь» (Шофтим 16:9) и бросится вперед. Кто же не ищет такую высокую должность!
Любой, кроме меня. Но разве я сошел с ума? Почему нет?
Сказано прямым текстом: «Небо в высоту, земля в глубину, а сердце царей непостижимо» (Мишлей 25:3). Об этом говорится в Гмаре (Шаббат 11 а): «Если все моря будут чернилами, весь тростник — перьями (для письма), небеса — полотнами, а все люди — писцами, этого не хватит, чтобы описать глубину сердца правителя». Раши комментирует: «Ему приходится уделять внимание вопросам экономики, военным вопросам и законодательству, и все — в один день!»
Какая ответственность возложена на его плечи во внутренних и внешних делах, в политике и обороне, экономике и внутренней безопасности. Нужно тушить и предотвращать пожары, планировать политику на длительный период. Правителю приходится быть и главой разведки, узнавая тайны и секреты, способные прогнать сон с глаз любого гражданина. Кому нужна такая головная боль?! Лучше уж оставьте меня в покое!
Почему я вспомнил об этом? Потому что в нашей недельной главе я увидел подтверждение своему подходу. Мы помним, насколько Моше Рабейну сопротивлялся своему назначению в качестве главы народа. Творец уговаривал его семь дней, и лишь когда возгорелся Его гнев на Моше, тот согласился. Он согласился нести бремя народа «как несет воспитатель младенца» в течение сорока лет. Теперь же, на склоне лет, он назначает своего ученика по слову Б-га: «Возьми себе Йеошуа бен Нуна». Возьми его словами — убеди его, чтобы он согласился, и приободри: «Счастлив ты, что удостоился вести детей Вездесущего». «И взял он Йеошуа» — взял словами и сообщил ему о награде, ожидающей руководителей народа Израиля в будущем мире. Похоже, в этом мире больших удовольствий им ждать не приходится: «Знай, что они (евреи) упрямы и непокорны» (Раши).
Так поступали руководителя еврейского народа всегда, и мы знаем, почему. Шауль спрятался среди сосудов, когда его хотели сделать царем. Раби Йеошуа бен Прахия, духовный вождь Израиля, свидетельствовал о себе: «Каждого, кто говорит мне: “Взойди к величию”, я бросаю льву» (Менахот 109 б). Когда Рав, величайший из амораев, приходил в свой суд, он говорил: «Я добровольно отдаю себя на смерть (из-за большой ответственности), но ничего здесь не выигрываю. Я вернусь домой с пустыми руками, и хорошо бы еще ничего при этом не потерять» (Санедрин 7 б).
Магид из Мезерича, духовный наследник и продолжатель дела святого Бааль Шем Това, связал свою известность и восхождение к величию с тем, что однажды совершил поездку в холь а-моэд без особой необходимости. Когда ушел из мира праведник раби Аарон из Карлина, и управление общиной перешло к раби Шломо из Карлина, он убежал к Магиду из Злочева, чтобы тот поддержал его отказ встать во главе общины. Когда ушел из мира праведник раби Мордехай из Лековича, разразился спор между его сыном, праведный раби Ноахом, и лучшим из учеников, раби Михлом: каждый из них утверждал, что управление должно перейти к другому, и праведнику раби Баруху из Меджибожа пришлось разрешать их спор.
Когда ушел из мира автор книги «Лев Симха» разразился спор между его братьями — автором «Пней Менахем» и раби из Гура — и каждый утверждал, что руководить должен другой. Мы еще помним, как долго приходилось мудрецам предыдущего поколения просить, убеждать и настаивать, чтобы раби Овадия Йосеф согласился на должность главного раввина Тель-Авива. Зачем ему этот пост? Ведь он уже нашел свой мир внутри Торы, стал учителем закона, написал свою удивительную книгу «Ябиа Омер», которая потрясла мир Торы. Зачем ему увеличивать сферу ответственности? Зачем следить за кашрутом и эрувами, проводить свадьбы и оформлять разводы? «Если в городе есть мудрец, все городские дела возложены на него» (Моэд Катан 6 а). Но после того, как он принял на себя эту должность, он самоотверженно трудился на ней днем и ночью без передышки. Еще остается в памяти, как приходилось просить его предложить свою кандидатуру на должность в Ришон ле-Цион, где он вернул корону восточного еврейства к ее славе. Он изо всех сил бежал от почестей, но почести догоняли его. В его похоронах участвовало более миллиона человек.
А мы стоим и недоумеваем: несомненно, почет соблазняет, и должности вызывают желание. Почему наших учителей требовалось так долго уговаривать, чтобы их занять? Потому что они знали о величине ответственности. Они знали, что с них будет большой спрос за все, что только они могли сделать. Если будет какой-то непорядок — «глава главы твоей в кипятке» (с глав суда и руководителей будет спрошено, и они будут наказаны погружением в кипяток).
Здесь можно рассудить от легкого к тяжелому: если любой пастух отчитывается за каждую свою овцу и должен работать самоотверженно, как наш праотец Яаков, то пастырь душ человеческих тем более!
Зачем мы обо всем этом пишем? Потому что ту же функцию, которую взял на себя Моше Рабейну и Йеошуа, царь Шауль и раби Йеошуа бен Прахия, берет на себя каждый отец в своей семье. На нем лежит такая же ответственность, если не больше. Ведь царь, в конце концов, не может проследить за каждым ребенком в народе, а от отца требуется следить за всеми своими детьми в семье. Особенно во время каникул! (Майян а-Шавуа)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский