«И взял Корах» (16:1). С чего Корах решил оспаривать право Моше? Он проникся завистью из-за власти, которая была дана Элицафану бен Узиэлю. Корах сказал: «У моего отца было четыре брата. Амрам был первенцем, и двое его сыновей достигли величия: один стал царем, второй — первосвященником. Кто же заслуживает получить следующую должность? Разве не я? Ведь я сын Ицхара — второго брата. А он назначил князем сына самого младшего из братьев. Я возражаю и буду оспаривать его слово».
Поэтому и говорят: «Корах был умным» — он был большим человеком и обладал духом святости. Он составил план, убедил самого себя и стал убеждать других, вышел на войну и потерял на ней свою жизнь как в этом мире, так и в будущем. Что же стояло за всем этим? В основе всего лежал личный интерес, чувство зависти.
Это очень важный урок для каждого из нас. Мы совершаем бессчетное количество поступков, утверждаем свою позицию, прокладываем пути. Но при этом мы недостаточно осознаем скрытые мотивы, чувства и побуждения. Если бы мы их осознавали, это помогло бы избежать множества споров среди членов семьи и общины. «И взял Корах — эта глава красиво толкуется». Но главное — не толкование, а действие. Мы не должны быть такими, как Корах и его община, нужно подняться над личными интересами. Тогда многие споры сами собой разрешатся, вернется и воцарится мир, а это — сосуд, вмещающий благословение. От обильного благословения выиграем все мы.
Один из способов утвердить мир — говорить побольше комплиментов, особенно в отношениях между мужем и женой. Такой путь мы получили от нашего отца, учителя и светоча рава Твисига. Будучи детьми, мы росли в районе Батей-Унгарин в Иерусалиме. Это десятки тесных квартир на двух этажах вокруг огромного двора. Там были сотни детей. Когда они достигли брачного возраста, каждый день приходили новости: такой-то помолвлен, дочь такого-то помолвлена.
Мой отец выяснял, кто является второй стороной в помолвке, и шел звонить по телефону. Это было не просто, дома телефона не было. В ту пору люди ждали по восемь лет, пока им проводили телефонную линию. Попробуйте рассказать об этом молодому поколению. Чтобы позвонить, нужно было подойти к общественному телефону, убедиться, что он исправен и не проглатывает жетоны. Это еще одна вещь, которая сегодня звучит как анахронизм. Жетон был похож на монету с отверстием посередине. И когда находили номер телефона, бросали жетон и ждали гудка. Затем набирали этот номер, поворачивая колесо от одной цифры к другой. Какой процесс!
И когда связь устанавливалась, мой отец говорил: «Алло, это семья такая-то? Вы заключили помолвку с такими-то? Говорит такой-то, сосед этой семьи. Я не знаком с вами, но знаю семью жениха. Такая прекрасная семья, приятные люди, хорошо ведут себя и с людьми и перед Б-гом. Я знаю жениха с детства, учтивый парень. А как он молится! Я лишь хочу, чтобы вы знали: вам досталось сокровище, и я благословляю вас прочным союзом и потомством на все поколения…»
Вы не представляете себе, какое действие производила такая беседа. Будущий мир буквально покупался за один жетон!
Более тридцати лет назад он давал уроки и распространял Тору, и когда один из участников обручал своего сына или дочь, это была радость и для него. Ведь ученики — как собственные дети. Он снова звонил по телефону и представлялся: «Отец жениха регулярно изучает Тору, обладает благородными качествами и тонкой душой, его трепет опережает мудрость…»
О влиянии такой беседы свидетельствует тот факт, что почти всегда на следующий день он получал реакцию на нее: «Скажите, что это за рав Твисиг? Откуда вы его знаете, и откуда он знает вас? Вчера он звонил и так хвалил вас…»
В этом деле столько доброты! Ведь родители жениха и невесты, сколько бы не узнавали друг о друге, все равно мало знакомы. Как можно за несколько минут узнать о семье и о том, кто с тобой говорит. Всегда остается какое-то опасение — бывают ведь разные случаи. Но когда слышат от человека, который хорошо знает, свидетельствует и хвалит, это так успокаивает и радует!
Деяния отцов — знак для детей. Я «уксус, сын вина» в сравнении с отцом (Хулин 105 а) и стараюсь следовать по его стопам. У меня должность воспитателя в младшей ешиве, и оттуда ученики переходят в ешиву для старших, один в одну, другой в другую. Когда ученик обручается с невестой, я звоню, чтобы поздравить его родителей, от всего сердца желаю счастья и слушаю подробности о семье невесты. Тогда я звоню им и, как человек, знающий жениха уже много лет со всеми его достоинствами, нахожу правильные слова, чтобы похвалить его, умножить любовь, братство, мир и дружбу между двумя сторонами. Расскажу, что такая беседа может совершить.
Один из моих бывших учеников обручился в добрый час. Я позвонил его родителям, чтобы порадоваться с ними. Узнал о семье невесты и связался с ними. Представился и сказал им: «Видимо, вы хорошо молились, раз удостоились такого сокровища».
Отец спросил меня: «Невеста тоже может вас услышать?»
«Конечно, — говорю, — почему нет?»
Тогда он переключил телефон в громкий режим, и я стал источать похвалу. Действительно, это был чудесный парень с выдающимися личными качествами. У меня не было сомнений, что две эти почтенные семьи создадут новый дом на славу.
Прошел период и, к счастью, новые радости заставили забыть о прежних. Полвторого ночи я слышу стук в дверь. Кто это стучит в такое время? Но если стучат, значит, дело срочное. Открываю: тот парень, уже женатый, стоит на пороге. Не нужно быть мудрецом, чтобы понять, что пришел он не с хорошими новостями. Естественно, я пригласил его войти. Усадил его, сел рядом и спросил, что случилось. Слезы полились ручьем. «Раби, спаси меня!»
«Она сказала, что уже давно хотела расставаться, разорвать помолвку. Но когда рав позвонил и стал так хвалить жениха, его характер и качества, она решила, что он все же достойный человек, просто ему не хватает верного руководства. Лишь из-за этого она согласилась дать еще один шанс при условии, что рав сам займется этим делом».
Назначили встречу на следующий день. Я приехал, сел с ними, выслушал ее и его. Я видел молодую пару, чистые души, и серию ошибок и заблуждений, создавшую досадную путаницу без серьезных причин. Мы начали распутывать клубок, шаг за шагом, советы и руководство. Создали доверие и надежду, сопровождали их несколько месяцев, пока не стало ясно, что они пошли верным путем. Прошел год, в течение которого я больше ничего о них не слышал.
В святой шаббат, когда читают главу Хукат, в середине лета была страшная жара. Мы сидели за столом, и раздался стук в дверь. Один из детей пошел открыть и сообщил: «Это папа, мама и ребенок». Я встал, чтобы встретить гостей. Это был тот парень с его женой и ребенком, который родился у них за этот год. После родов жена приехала отдохнуть к родителям и решила, что нужно зайти, показать ребенка и сказать спасибо.
Сегодня, слава Б-гу, у них счастливый и благословенный дом, полный детей. Они поддерживают связь со мной и не устают упоминать, что все их счастье пришло благодаря тому телефонному разговору! (Мекарван ле-Тора)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский