«И спустилась дочь фараона омыться в реке… и увидела ковчег» (2:5). В роскошном ресторане в Париже сидел француз-миллионер и набивал себе брюхо. А в дальнем уголке сидел человек, внешность которого свидетельствовала, что он еврей. Этот еврей выглядел радостным и счастливым, и это вызывало раздражение у богатого посетителя. В нем настолько разгорелась ненависть, что он обратился к официанту и попросил его: «Принесите всем присутствующим в ресторане лучшее блюдо за мой счет, но при одном условии — еврею не давайте!» Официант кивнул головой и поспешил исполнить просьбу.
Клиенты ресторана были приятно удивлены бесплатно полученным угощением и съели его с удовольствием. Но, к удивлению гурмана, еврей по-прежнему остался счастливым, даже больше прежнего.
Не прошло и нескольких минут, как официанта подозвали снова: «Принесите всем присутствующим самое роскошное блюдо — за мой счет, естественно! Но помните: этому веселому еврею не давать!» Человек был весьма раздражен, он словно сидел на иголках. Впрочем, и в этот раз еврей не огорчился из-за поступка, нацеленного оскорбить его. Казалось, его улыбка стала еще шире.
Эти неудачные попытки лишь разожгли ненависть чревоугодника, и он подарил всем клиентам ресторана еще и кофе с пирожным. Всем, кроме еврея, конечно же, который продолжал сидеть с улыбкой на лице.
Когда и после третьего захода еврей не выказал никаких признаков печали, гурман уже не мог сдерживаться. Он встал и подошел прямиком к еврею, выражая недоумение, если не сказать отчаяние, громко и вслух. Еврей улыбнулся широко и прошептал с блеском в глазах: «Я хозяин этого ресторана…»
Всевышний хотел спасти Моше из Нила, и послал Батью, дочь фараона, чтобы она спустилась искупаться в реке. Заметив коробку, плывущую по воде, она открывает ее и чувствует огромную жалость и милосердие к ребенку. Она берет его и выращивает у себя во дворце, как собственного сына.
Моше спас ни кто иной, как сама дочь фараона. И хотя у нее не было недостатка в банях во дворце отца, Всевышний сделал так, что ей захотелось искупаться именно в реке. Вдобавок, Он вложил в ее сердце милосердие к ребенку и желание самой его выращивать. Более того, именно дочь фараона дала ему имя Моше, сказав: «Из воды я вытащила его».
Это удивительно: почему для нее так важно было объявить во всеуслышание, что она нарушила приказ своего отца и спасла мальчика из реки? Напротив, ей подобало скрывать это! Но и это совершилось согласно провидению Творца — фараон и весь его дом должны были называть его этим именем, не понимая при этом его значения. Затем, когда Моше пришел вызволить народ Израиля, египтяне не находили себе покоя: как же мы называли его «Моше» и не чувствовали смысла этого имени?! Как же Б-г ослепил наши глаза?!
Из слов рабейну Алшиха и других комментаторов следует, что Всевышний сделал так, чтобы слава Небес умножилась в глазах египтян. Пусть все они увидят, что «нет мудрости, нет разумения и нет способа против Б-га» (Мишлей 21:30). Они не только не сумели воспрепятствовать Его замыслу, но и фактически вырастили Моше у себя, в доме фараона. Ему не пришлось расти в скрытности и прятаться. Кто же стал причиной всего этого? Сам фараон. Он собственными руками подготовил историю спасения народа Израиля.
Поэтому, — объясняет рабейну Йосеф Хаим, — если бы Моше был спасен посредством ангела, этого было бы недостаточно, чтобы сокрушить гордыню фараона и его астрологов. Они сказали бы: «Мы сделали, что могли, но что поделать, если Б-г евреев послал ангела спасти Своих слуг? Не можем же мы воевать с ангелами». Но здесь, когда все видели, что вождь евреев был спасен дочерью фараона и рос в его дворце, их отчаяние было бесконечно больше. Сам этот факт им было труднее перенести, чем все десять казней!
Намек на это рабейну Йосеф Хаим находит во фразе: «Ибо Ты спас нас от врагов наших и ненавидящих нас посрамил» (Теилим 44:8). То есть, когда Ты «спас нас от врагов наших» — когда спасение пришло к нам от одного из врагов (как в случае с Моше, которого спас его же враг), тогда «ненавидящих нас посрамил». Наши ненавистники наполнились стыдом и позором, видя, что нет никакого приема против Творца.
При поверхностном взгляде кажется, что мир состоит из двух лагерей. В одном находятся верующие в Б-га, а в другом — отрицающие Его. Верующие стараются исполнять Его волю, насколько это возможно. В отличие от них, отрицающие делают все, что взбредет им в голову (так, по крайней мере, им кажется). Но Тора учит нас, что реальность совершенно иная. Нет такого существа в мире, которое не исполняло бы волю Творца. Просто верующие делают это по своей воле, а остальные — вынужденно, иногда даже сами о том не ведая. Об этом и сказано: «Время бедствия это для Яакова, и из него он спасется» — именно из самого бедствия и приходит спасение (Оцротейну).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский