«И Ицхак любил Эсава, потому что дичь его была ему по вкусу… (или: ловля его в устах его)» (Берешит 25, 28). «Ошибка всегда повторяется», из года в год мы читаем о ней. Каждый год в ту неделю, когда читают главу «Толдот», мы вновь поражаемся, как мог праотец Ицхак, мир с ним, любить Эсава. Так ошибаться в нем, намереваться отдать ему благословения. Хотя о причине сказано в нашем стихе — «потому что дичь его была ему по вкусу (ловля его в устах его)». Дело было в том, что Эсав приносил ему мясо, добытое на охоте, или в том, что Эсав умело «ловил» его, завоевывал любовь отца, представляясь богобоязненным.
Однако такой взгляд — поверхностный и принижает Ицхака. Да, именно так воспитательница рассказывает детям в саду — потому что таков их уровень восприятия. Но, когда ребенок вырастает, его горизонты должны расширяться, а понятия — становиться более возвышенными. Ему важно пересмотреть свое детское понимание, привести его в соответствие с новым уровнем.
Неужели так легко было обмануть нашего праотца Ицхака, пророка, воплощение богобоязненности и сдержанности? Известен рассказ (в священной книге Зоар, ч. 3, 186а) о раби Ицхаке и раби Йеуде, которые постоянно были заняты выполнением заповеди — собирали деньги, чтобы выдавать замуж «бесприданниц». А тот, кто занят выполнением одной заповеди, освобождается на это время от выполнения другой. И когда они пришли к раби Амнуне в Кфар Сихнин, его сын почувствовал «по запаху, исходящему от их одежд», что они в тот день не читали «Шма».
Неужели «духовное обоняние» праотца Ицхака было менее острым, чем у этого ребенка, не дай Б-г? (см. Берешит 27, 27: «И он обонял запах от одежды его, и благословил его…»)
Помню, как один из великих мудрецов прошлого поколения ответил на этот вопрос ученику: «Скажи мне, если бы Ари а-Кадош, да защитят нас его заслуги, написал в своей книге Шаар а-Гильгулим (“Врата переселения душ”), что Эсав был праведником и корень его души — высокий из высоких, ты бы поверил в это? Конечно! Ведь Аризалю было открыто всё тайное! Так неужели, страшно сказать, способность праотца нашего Ицхака видеть и постигать была ниже, чем способность Аризаля?!»
Значит, это была не ошибка. Это мы ошибались, полагая, что наш святой праотец ошибался. Что же там произошло?
Праотец Ицхак, мир с ним, знал, что он — звено в цепи. Что его потомки станут святым народом, уделом Всевышнего в Его мире. И еще он знал, что из двоих его сыновей только один будет носителем наследия. Так было сказано праотцу Аврааму: «…в Ицхаке наречется род тебе» (Берешит 21, 12) — «“В Ицхаке” означает “среди (потомков) Ицхака”, а не “во всех (потомках) Ицхака”» (Нэдарим 31а). Кроме того, в те времена первенцы становились только служителями Всевышнего, а Эсав был первенцем. Но ведь Эсаву это не подходило? — Безусловно. Ицхак знал о нем всё. Но закон остается законом: «Не (отступай от порядка передачи наследства), не забирай даже у плохого сына, чтобы отдать хорошему. Потому что ты не знаешь, кем будет его потомство» (Бава Батра 133 б). Это закон для нас, ведь мы не знаем будущего. Но Ицхак знал! Он видел, что будет. И Моше Рабейну убил египтянина (Шмот 2, 12), только когда увидел, что не будет среди потомков этого человека праведника до конца поколений. Праотец Яаков видел, что потомками Эфраима будут Йаровам и Ахав, а потомками Менаше — Йеу и его сыновья. Что Гидон будет потомком Менаше, а Йеошуа — потомком Эфраима, Зимри — из колена Шимона, а Корах — из колена Леви и т. д. Что же, Ицхак не знал, каково будет потомство Эсава? Конечно же, знал!
Что же видел Ицхак, что же это была за «ловля в устах» Эсава? — «Царство это, и Устной Торой мы называем его» (Патах Элияу). Ицхак видел высокие души тех потомков Эсава, которые станут столпами Устной Торы, — так говорит Ари а-Кадош (При Эц Хаим, Шаар Рош Ходэш 3): Шмая и Автальон, Раби Акива и Раби Меир были из семей геров — потомков Эсава!
Но нельзя пренебрегать простым смыслом стиха — в Эсаве было нечто праведное, несмотря на все его злоумышления: он уважал отца, приносил ему дичь. Представлялся праведником, чтобы не огорчать отца. Ицхака обмануть не удалось, но само то, что Эсав пытался создать хорошее впечатление, доказывает, что не все было так черно, лучик света еще не погас. А раз так, среди бесчисленных потомков Эсава будет несколько таких, у кого этот свет сохранится. Ицхак полагал, что эти люди станут носителями наследия и предками народа Всевышнего.
Таков был взгляд Ицхака — благородный и возвышенный. Но на Небесах было принято иное решение: зачем благословлять Эсава, в котором есть свет, когда есть возможность благословить Яакова, который весь — свет? А свет Эсава позже присоединится к великому свету Яакова! (Маайан а-Шавуа)
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его