«И повторяйте их вашим детям, и говорите о них» (6:7). В просвещенном мире есть аксиома: образование должно быть обязательным. Но в просвещенных странах этот закон существует от силы сотню лет, а у нас, в народе Израиля, ему уже исполнилось более двух тысяч лет (Бава Батра 21 а). Однако все понимают его необходимость: родители обязаны вооружить своих отпрысков базовыми вспомогательными средствами для культурной жизни. Нужно уметь читать и писать, знать арифметику и т. д. Что делать с этими знаниями? Все варианты открыты, судьба детей неведома нам. Кому-то из них это пригодится больше, кому-то меньше.
Кто из выпускников средней школы помнит, как решать квадратные уравнения или вычислять площадь трапеций? Но пусть будет. Даже тригонометрия. Быть может, дети потянутся в университет, станут учеными, писателями, мыслителями — кто знает? Родители обязаны обеспечить основу.
И это верно.
Но если это верно в отношении общих знаний, разве не будет это в семь раз правильнее в отношении познания Торы?
Ведь, в конце концов, ребенок рождается не в пустом пространстве. Он сын нашего древнего народа, обладающего чудесным наследием, традицией в десятки поколений, укорененной верой и прекрасным прошлым. Разве не является базовой обязанностью родителей сообщить ему об этом? Во всем этом нужно дать ему основы. Пусть узнает порядок молитвы, узнает, что такое Тора, познакомится с Мишной и Гмарой, с Мидрашем и Агадой.
А что потом? Как и в любом базовом образовании. Может быть, ребенок пойдет к высшему образованию, а может — обратится к другим горизонтам. Но основа у него должна быть — первичное знакомство с традицией.
Что превращает хорошее образование в превосходное?
Вы скажете: программа обучения, его главный посыл. Это верно, но не только это.
Скажете: часы обучения, длинный учебный день.
Тоже правильно, но и это не все. Главное зависит от фигуры учителя, от его преданности своему делу — видит ли он образование как святую задачу, как миссию своей жизни?
Так видят это учителя ортодоксального образования. И вот вам реальная история.
Десятки лет назад финансовая ситуация в ортодоксальном образовании была плачевна. Учителя не получали зарплаты по полгода. Магазины переставали продавать им еду в долг. Все продавцы просили наличных денег, но их не было. Что оставалось делать?
Представители школ собрались и решили, что выхода нет. Придется закрывать систему. Но ведь отказ от изучения Торы — это грех, что насчет этого? Кто возьмет на себя ответственность за то, что дети из религиозных школ перестанут учить Тору? Так невозможно! Лучше голодать, но продолжать учиться!
И тогда кто-то предложил идею — продолжать преподавать только святые книги, а светские предметы после полудня отменить. Ничего страшного, дети не будут учить английский, пока нам не выплатят хотя бы часть долга, и мы не достигнем соглашения. Ведь нельзя же продолжать так, как есть. Проголосовали и решили. Но это были религиозные учителя, которые ничего не делают по собственному решению. Они послали делегацию, которая предстала перед равом из Поневежа. Он выслушал их трагедию и стал плакать вместе с ними. Когда прозвучало предложение отменить светские предметы, рав встал, оперся руками о стол, наклонился к ним и спросил с дрожью в голосе:
«А дети? Отправите их на улицу?!»
Идея сразу исчезла. Учителя продолжили преподавать, без всяких забастовок.
Вот кто такие учителя ортодоксального образования. Таким не жалко доверить наших драгоценных детей (Майян а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский