«Вот Я даю ему Мой союз мира» (25:12). Это был момент смятения и бездействия. Царил произвол, и вседозволенность разрушила всякие рамки. Массы предались грязной порочности, не признавая право Моше Рабейну наставлять и увещевать. Гнев Б-жий возгорелся против народа, и началась эпидемия — одни умирали, а другие буйствовали.
Тогда встал Пинхас и совершил действие. Подвергая себя опасности, рискуя жизнью (Санедрин 82 а), он повел себя как ревнитель Б-га, и гнев Творца утих.
За это Пинхас получил вечную награду — союз вечного Коэнства для себя и своих потомков.
За что? За самоотверженность и готовность пожертвовать собой? Нет, не за это.
Давайте не будем заблуждаться: все это — величайшие качества, и награда за них огромна, но в поступке Пинхаса был еще более высокий аспект. Он подчеркивается в тексте: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-акоэна, отвернул Мой гнев от сынов Израиля… и Я не истребил сынов Израиля в Моей ревности. Поэтому скажи: вот Я даю ему Мой союз мира».
Пинхас устранил преграду, разделявшую между любящим Отцом на небесах и Его возлюбленными детьми, прекратил гнев и привел к сближению. Он получил награду по принципу «мера за меру» — сам еще больше приблизился к Творцу и удостоился жречества. Отсюда мы учим, что нет такой заслуги, которая сравнилась бы с приведением других к заслугам. Кто приближает пропащего сына к любящему Отцу, может просить себе все, что пожелает, и он получит это. Пинхас же получил, даже не попросив.
И не нужно начинать с приближения далеких, можно (и заповедано) приближать близких — уделять больше времени детям, беседовать с ними и улыбаться им. Показывать личный пример — ходить на уроки по Торе. Так человек приближает их к Отцу Небесному на поколения, а в награду за это и сам удостоится большой близости и любви. Об этом прямым текстом написано в Торе: «Ибо познал Я его (полюбил), чтобы он заповедал своим детям и дому после себя, и соблюдали путь Б-га».
Ревность Б-жья против распущенности была уделом Пинхаса, сына Элазара-акоэна. По его стопам пошли ревнители Б-жьи во всех поколениях, и все они, подобно ему, получили благословение в своем деле.
Гаон раби Моше а-Коэн Твиль родился в Алеппо в 5656 (1896) году. Он работал главой ешивы «Дегель Тора» в этом городе, и многие из великих мудрецов Алеппо были ее учениками — например, такие гаоны как раби Ицхак Шхивер, раби Ицхак Зафрани и другие. Он всеми силами наставлял учеников освящать Имя Небес всем своим поведением, как сказано: «Чтобы читал и учил, и вся его торговля велась честно, а общение с людьми было спокойно. Что люди говорят о таком? “Счастлив такой-то, что учил Тору! Смотрите, как правильны поступки его, как хороши пути его”. О нем говорит Писание: “Израиль, в котором Я прославлюсь”» (Йома 86 а).
В ту пору в городе открылась школа «Альянс», которая преподавала не Тору и заповеди, а ремесло и профессии. Раби Моше Твиль воевал насмерть против попытки охладить веру и внедрить посторонние и чуждые воззрения. В результате его сильной настойчивости эту школу закрыли.
Однажды богатые люди города открыли танцевальный клуб для мужчин и женщин вместе. Главы общины не могли бороться с ними, поскольку они были сильными и влиятельными. В тот год разразилась засуха, и главы общины пришли к раби Моше Твилю посоветоваться с ним, стоит ли ввести общественный пост.
Сказал раби Моше: «Зачем всем членам общины поститься из-за греха отдельных людей? Не сомневаюсь — засуха пришла из-за танцевального клуба. Чем призывать поститься, лучше объявите, что женщинам и девушкам запрещено ходить в этот развратный клуб. Если они послушаются, я обещаю, что дожди придут в изобилии!»
Запрет был установлен, и клуб закрылся из-за недостатка посетителей. Два дня спустя, начали идти дожди благоволения (Майян а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский