Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

До какого предела мы обязаны находить оправдание поступкам ближнего? Беаалотха

Темы: Беаалотха, Оцарот

На каждом из нас лежит обязанность оправдывать действия ближнего, не торопиться с предположениями

«Ибо Господь обещал благополучие (дибэр-тов аль) Израилю» (Бэмидбар 10, 29). «Дибер-тов аль» в дословном переводе означает «говорил доброе о…». Это выражение встречается в Танахе дважды: первый раз — в стихе, приведенном выше, второй — в Книге Эстер (7, 9: «говорил во благо царю»). Раби Цви-Элимелех из Динова писал в своем комментарии к Торе «Агра дэ-кала», что из сопоставления этих двух стихов следует: каждый, кто говорит доброе об Израиле — как будто говорит доброе о Царе — Владыке мира. Верно и обратное: каждый, кто дурно говорит о народе Израиля, — как будто дурно говорит о Самом Царе!

Подобным образом раби Дов-Бер Трейвиш в своей книге «Равид а-Заhав» объясняет стих «И кто нанесет увечье ближнему своему, как сделал он, так да сделано будет с ним» (Ваикра 24, 19): кто нанес увечье человеку — как будто нанес увечье Всевышнему, да будет благословен Он…

Отсюда ясно, что на каждом из нас лежит обязанность: оправдывать действия ближнего, не торопиться с предположениями вроде «он хотел разозлить или оклеветать меня».

Рав Зильбер из США прислал интересный рассказ о таком «поспешном» выводе. Герои — два уважаемых председателя раввинских судов. Один приехал в гости в Нью-Йорк ко второму. И, желая оказать уважение хозяину, пошел молиться в его синагогу.

И вот гость замечает, что хозяин накладывает тфилин Рабейну Там во время повторения молитвы кантором. А ведь это запрещено Галахой (еврейским Законом) и автор При Мегадим отзывается об этом очень резко (Мишна Брура 34, 14).

Гость решился сделать замечание хозяину, но тот ответил, что поступает согласно обычаю определенной хасидской общины — и назвал эту общину. На что гость отреагировал: «Они грешники (hэм рэшаим) Услышав это, хозяин сильно разгневался — настолько, что решил с гостем больше не разговаривать.

Гость понял, что хозяин в ярости, и спросил о причине этого. Тот взглянул еще более сердито и ответил: «Вам действительно неизвестно, почему я сержусь на вас?» Увидев, что гость на самом деле не понимает, что произошло, хозяин все-таки разъяснил, что возмущен его словами о той хасидской общине.

Гость был поражен:

— Я сказал, что они грешники?! Как такое может в голову прийти! Как вы могли подумать, что я способен такое сказать?!

— Но я же своими ушами слышал, что вы сказали? — произнес удивленный хозяин.

Прошло несколько секунд прежде, чем гость понял, что все-таки случилось. И сказал хозяину: «Когда вы сказали, что заимствовали обычай накладывать тфилин во время повторения молитвы кантором у той хасидской общины, я сказал: hэм рашаим — “они вправе (так поступать)”. Не “рэшаим” — грешники, последняя буква корня “аин”, а “рэшаим” — имеющие право, последняя буква корня “алеф”…» Т.е., раз таков их обычай, значит, они вправе это делать: ведь руководители этой общины — люди, великие в Торе и постижении. Но мы не имеем права так поступать, в нашей общине это не принято…

Рассказ дает представление о том, как далеко надо идти, оправдывая для себя поступки ближнего. Ведь хозяин действительно имел все основания думать, что гость оскорбляет хасидскую общину, придерживающуюся этого обычая! Какие могут быть оправдания, когда он сам всё слышал!

Тем не менее, хозяину следовало попросить гостя объяснить свои слова, тогда все прояснилось бы немедленно (Бархи Нафши).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

Как правильно благодарить Всевышнего?

16 апреля, отвечает Ципора Харитан

В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Бедность — удар по тем, кто грешит злословием. Мецора

«Оцарот»

В нашей главе описаны виды проказ