«И подошел к нему Йеуда, и сказал: позволь, господин» (44:18). Один из членов общины в Джарбе, старый богобоязненный еврей, остерегающийся всякого зла, отличался незаурядной наивностью и простодушием. Он часто подходил к гаону раби Калфону Моше Коэну и задавал ему странные вопросы, над которыми посмеялся бы любой, кто их услышал. Но раби Калфон всегда отвечал ему доброжелательно и с улыбкой, никогда не впадая в раздражение.
Однажды этот еврей обратился к раби Калфону с таким заявлением: «Раби! Я хочу подать иск в раввинский суд против… Луны!»
Раби, который уже знал этого человека и его манеру, не стал смеяться и сдержался.
«Повсюду, куда бы я ни пошел, Луна следует за мной и лишает меня приватности», — аргументировал истец свое заявление.
Вместо того, что прогнать его с глаз долой, рав поступил согласно совету царя Давида: «С человеком наивным веди себя наивно» (Теилим 18:26).
«Я слышу твое обращение, — ответил он, — Теперь я должен выслушать и Луну. Иди домой, а вечером, когда появится Луна, послушаем, что она скажет. И тогда завтра приходи на суд, и мы постановим приговор».
Истец отправился домой, а на следующий день вернулся к раби Калфону. Тот сказал ему: «Взгляни, как глубоки слова мудрецов, запретивших выслушивать лишь одну сторону в суде. Ты в курсе, что у Луны тоже есть иск против тебя? Она обвиняет тебя в том, что это ты начал преследовать ее!»
«Я? — удивился посетитель, — С чего это вдруг? Это она тащится за мной в любое место! Когда я иду, она идет за мной. Встаю — останавливается. Поворачиваюсь, и она поворачивается следом».
«А что ты ответишь, — продолжил раби, — на утверждение Луны, которая справедливо говорит, что не стала ходить за тобой, пока ты не начал смотреть на нее? С этого дня и впредь перестань смотреть на Луну, и убедишься, что она тоже больше не ходит за тобой и не вторгается в твое личное пространство». Этот наивный человек поступил, как посоветовал ему рав, и с тех пор претензий к Луне у него больше не было.
Когда Йеуда убедился, что обычными путями он не сможет изменить отношение египетского правителя, он — по мнению автора «Ор а-Хаим» — решил испробовать психологический подход.
Что он сделал? Воспользовался принципом, образно сформулированным царем Шломо: «Как в воде лицо к лицу, так и сердце человека к человеку» (Мишлей 27:19). Именно такой тактикой Йеуда воспользовался, подойдя к Йосефу. Он изменил у себя в сердце отношение к египетскому властителю, издевавшемуся над ним и его братьями. Он заставил себя почувствовать симпатию к нему. И согласно приведенному принципу, было неизбежно, что и этот властитель начнет испытывать позитиные чувства к Йеуде, стоящему перед ним с просьбой о Бенъямине.
«Ор а-Хаим» раскрывает нам здесь идею, способную произвести переворот в запутанной системе человеческих отношений. С его слов, ключ к нашим отношениям с ближним находится в наших руках! Человек может сформировать отношение другого к себе, только если сам изменит свой подход к нему. Форма поведения первого вызывает похожую реакцию второго. Попробуйте, например, ответить шепотом, когда на вас кричат — велика вероятность, что вы получите тихую и миролюбивую реакцию. Удивительно, но можно вызвать изменение в сердце ближнего, не вступая с ним в явную связь, так что иногда отношения между друзьями удается изменить одной лишь мыслью!
Рабейну Йосеф Хаим в книге «Нифлаим Маасейха» приводит в этой связи чудесный пример.
Однажды, занимаясь собиранием сена в стоги, крестьянин получил письмо от своего дяди. В нем дядя приглашал его приехать в столицу с визитом. Крестьянин стоял в волнении перед редкой выпавшей ему возможностью посетить большой город. Он поспешил рассказать об этом своим друзьям и ближним. А те услышали, и в глазах их заблестела зависть. Закончив дела, крестьянин запряг лошадь в телегу, попрощался с семьей и отправился в путь.
Запачканный дорожной пылью, он прибыл, наконец, в дом своего дяди. «Подойди к раковине и помой руки и лицо», — сказал ему тот.
Крестьянин подошел, но спустя минуту вернулся: «Прости, дорогой дядя, но вода утекла из раковины».
Дядя усмехнулся в ответ на реплику этого невежественного деревенщины, подошел к раковине и открыл кран перед его удивленным взглядом. Питание тоже оказалось непростой задачей — крестьянин не привык есть ложкой и вилкой. Он пару раз уколол себя ею прежде, чем ему удалось положить в рот кусок с тарелки.
После трапезы дядя предложил ему немного отдохнуть с дороги и направил в приготовленную для него комнату. Крестьянин вошел туда и закрыл за собой дверь. Но вдруг он был поражен, увидев перед собой человека. В первый момент он рассердился на дядю, который отправил его отдыхать в общей комнате вместе с таким уродливым типом. Но, спустя мгновение, он решил показать этому незнакомцу, что является племянником хозяина дома. Он встал и высунул язык перед ним. К его удивлению, этот незнакомец тоже посмел высунуть язык ему в ответ. Крестьянин всерьез разозлился и поднял кулак, но и человек напротив него, будучи довольно коренастым, также поднял свой кулак.
«Хватит!» — воскликнул крестьянин. Услышав крик, дядя поспешил ему на выручку.
Он увидел своего племянника в гневе с угрожающе поднятым кулаком. «Что случилось?» — спросил дядя с удивлением.
«Зачем ты привел меня в комнату с этим уродливым и злобным мужиком?» — вознегодовал крестьянин.
Дядя усмехнулся: «Видно, это ты начал с ним ссору. Попробуй-ка успокоиться и посмотри, что будет».
Видя, что племянник сомневается, дядя приободрил его: «Сделай слабую улыбку». Тот постарался искусственно улыбнуться, и человек напротив него сделал то же самое. Крестьянин улыбнулся шире, и его «сосед по комнате» повторил это вслед за ним. Крестьянин хотел подойти к нему. Шаг за шагом он двигался вперед, пока не наткнулся на стекло — это было зеркало!
Когда человек стоит перед другом и удивляется, почему у того такое кислое выражение лица, стоит испробовать совет мудрейшего из людей: «Как в воде лицо к лицу, так и сердце человека к человеку». Такая попытка принесет успех выше ожидаемого (Оцротейну).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский