«И подошел к нему Йеуда, и сказал: позволь, господин» (44:18). Один из членов общины в Джарбе, старый богобоязненный еврей, остерегающийся всякого зла, отличался незаурядной наивностью и простодушием. Он часто подходил к гаону раби Калфону Моше Коэну и задавал ему странные вопросы, над которыми посмеялся бы любой, кто их услышал. Но раби Калфон всегда отвечал ему доброжелательно и с улыбкой, никогда не впадая в раздражение.
Однажды этот еврей обратился к раби Калфону с таким заявлением: «Раби! Я хочу подать иск в раввинский суд против… Луны!»
Раби, который уже знал этого человека и его манеру, не стал смеяться и сдержался.
«Повсюду, куда бы я ни пошел, Луна следует за мной и лишает меня приватности», — аргументировал истец свое заявление.
Вместо того, что прогнать его с глаз долой, рав поступил согласно совету царя Давида: «С человеком наивным веди себя наивно» (Теилим 18:26).
«Я слышу твое обращение, — ответил он, — Теперь я должен выслушать и Луну. Иди домой, а вечером, когда появится Луна, послушаем, что она скажет. И тогда завтра приходи на суд, и мы постановим приговор».
Истец отправился домой, а на следующий день вернулся к раби Калфону. Тот сказал ему: «Взгляни, как глубоки слова мудрецов, запретивших выслушивать лишь одну сторону в суде. Ты в курсе, что у Луны тоже есть иск против тебя? Она обвиняет тебя в том, что это ты начал преследовать ее!»
«Я? — удивился посетитель, — С чего это вдруг? Это она тащится за мной в любое место! Когда я иду, она идет за мной. Встаю — останавливается. Поворачиваюсь, и она поворачивается следом».
«А что ты ответишь, — продолжил раби, — на утверждение Луны, которая справедливо говорит, что не стала ходить за тобой, пока ты не начал смотреть на нее? С этого дня и впредь перестань смотреть на Луну, и убедишься, что она тоже больше не ходит за тобой и не вторгается в твое личное пространство». Этот наивный человек поступил, как посоветовал ему рав, и с тех пор претензий к Луне у него больше не было.
Когда Йеуда убедился, что обычными путями он не сможет изменить отношение египетского правителя, он — по мнению автора «Ор а-Хаим» — решил испробовать психологический подход.
Что он сделал? Воспользовался принципом, образно сформулированным царем Шломо: «Как в воде лицо к лицу, так и сердце человека к человеку» (Мишлей 27:19). Именно такой тактикой Йеуда воспользовался, подойдя к Йосефу. Он изменил у себя в сердце отношение к египетскому властителю, издевавшемуся над ним и его братьями. Он заставил себя почувствовать симпатию к нему. И согласно приведенному принципу, было неизбежно, что и этот властитель начнет испытывать позитиные чувства к Йеуде, стоящему перед ним с просьбой о Бенъямине.
«Ор а-Хаим» раскрывает нам здесь идею, способную произвести переворот в запутанной системе человеческих отношений. С его слов, ключ к нашим отношениям с ближним находится в наших руках! Человек может сформировать отношение другого к себе, только если сам изменит свой подход к нему. Форма поведения первого вызывает похожую реакцию второго. Попробуйте, например, ответить шепотом, когда на вас кричат — велика вероятность, что вы получите тихую и миролюбивую реакцию. Удивительно, но можно вызвать изменение в сердце ближнего, не вступая с ним в явную связь, так что иногда отношения между друзьями удается изменить одной лишь мыслью!
Рабейну Йосеф Хаим в книге «Нифлаим Маасейха» приводит в этой связи чудесный пример.
Однажды, занимаясь собиранием сена в стоги, крестьянин получил письмо от своего дяди. В нем дядя приглашал его приехать в столицу с визитом. Крестьянин стоял в волнении перед редкой выпавшей ему возможностью посетить большой город. Он поспешил рассказать об этом своим друзьям и ближним. А те услышали, и в глазах их заблестела зависть. Закончив дела, крестьянин запряг лошадь в телегу, попрощался с семьей и отправился в путь.
Запачканный дорожной пылью, он прибыл, наконец, в дом своего дяди. «Подойди к раковине и помой руки и лицо», — сказал ему тот.
Крестьянин подошел, но спустя минуту вернулся: «Прости, дорогой дядя, но вода утекла из раковины».
Дядя усмехнулся в ответ на реплику этого невежественного деревенщины, подошел к раковине и открыл кран перед его удивленным взглядом. Питание тоже оказалось непростой задачей — крестьянин не привык есть ложкой и вилкой. Он пару раз уколол себя ею прежде, чем ему удалось положить в рот кусок с тарелки.
После трапезы дядя предложил ему немного отдохнуть с дороги и направил в приготовленную для него комнату. Крестьянин вошел туда и закрыл за собой дверь. Но вдруг он был поражен, увидев перед собой человека. В первый момент он рассердился на дядю, который отправил его отдыхать в общей комнате вместе с таким уродливым типом. Но, спустя мгновение, он решил показать этому незнакомцу, что является племянником хозяина дома. Он встал и высунул язык перед ним. К его удивлению, этот незнакомец тоже посмел высунуть язык ему в ответ. Крестьянин всерьез разозлился и поднял кулак, но и человек напротив него, будучи довольно коренастым, также поднял свой кулак.
«Хватит!» — воскликнул крестьянин. Услышав крик, дядя поспешил ему на выручку.
Он увидел своего племянника в гневе с угрожающе поднятым кулаком. «Что случилось?» — спросил дядя с удивлением.
«Зачем ты привел меня в комнату с этим уродливым и злобным мужиком?» — вознегодовал крестьянин.
Дядя усмехнулся: «Видно, это ты начал с ним ссору. Попробуй-ка успокоиться и посмотри, что будет».
Видя, что племянник сомневается, дядя приободрил его: «Сделай слабую улыбку». Тот постарался искусственно улыбнуться, и человек напротив него сделал то же самое. Крестьянин улыбнулся шире, и его «сосед по комнате» повторил это вслед за ним. Крестьянин хотел подойти к нему. Шаг за шагом он двигался вперед, пока не наткнулся на стекло — это было зеркало!
Когда человек стоит перед другом и удивляется, почему у того такое кислое выражение лица, стоит испробовать совет мудрейшего из людей: «Как в воде лицо к лицу, так и сердце человека к человеку». Такая попытка принесет успех выше ожидаемого (Оцротейну).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его