«Не может первый муж, отославший ее, вновь взять ее» (24:4). Выступал рав Зильберштейн.
Гмара (Сукка 31 а) рассказывает о «некой бабушке», которая предстала перед равом Нахманом и стала кричать, что его ученики, решив построить сукку, украли у нее бревна, и потому они сидят в краденой сукке. На нее не обращали внимания, пока рав Нахман сам не ответил: «Крикливая женщина, ей полагается только плата за бревна».
Меня всегда удивляло: как мог рав Нахман говорить о ней таким образом, называя ее «крикливой»? Ведь «учтивость предшествует Торе», а такое выражение выглядит совсем невежливым.
Я все никак не мог это понять, пока однажды не попал домой к раву Элияшеву во время одного события. В тот день туда пришел рав Меир Брандсдорфер вместе с одной женщиной, которая, как оказалась, прошла гиюр и теперь стояла перед трудным вопросом.
После гиюра она вышла замуж, но неудачно, и в итоге развелась. Вышла второй раз, но у мужа оказался некий недостаток, о котором она не знала прежде. Она утверждает, что этот брак был «ошибкой», и потому ей не требуется разводное письмо (гет).
Выяснилось, что эта женщина хочет вернуться к своему первому мужу, но поскольку Тора говорит прямым текстом, что если она второй раз вышла замуж и развелась, или второй муж умер, то «не может первый муж, отославший ее, вновь взять ее», она решила доказать, что второго брака фактически не было, а значит, ей можно вернуться к первому мужу.
Когда женщина обратилась к раву Элияшеву с этим вопросом, он сидел, положив голову между рук, выслушал ее и постановил, что ей требуется разводное письмо, и что она не может расстаться со вторым мужем, утверждая, будто их брака не было.
Женщина, услышав такое, разразилась слезами. В следующий момент она повысила голос и стала кричать на рава: «В Торе написано любить гера! Как же Вы можете поступить так со мной?!»
Рав Элияшев не реагировал на ее крик, все время держа голову между ладоней. И пока она продолжала плакать и кричать, он обратился к раву Брандсдорферу: «Скажи ей, чтобы прекратила морочить голову. Ей нужен гет, и ничто другое не поможет. Запреты Торы — прежде всего, и лишь затем — любовь к геру».
Спустя всего несколько секунд после этого, женщина внезапно успокоилась и сказала, что принимает постановление рава. Она лишь просит, чтобы он благословил ее найти себе подходящего мужа. Услышав это, рав Элияшев убрал руки от головы и произнес: «Конечно, мы поможем Вам найти нового мужа. Весь еврейский народ поможет. Ведь в Торе написано любить гера». Из дома рава женщина выходила с радостным лицом, и было видно, что это решение вернуло ей покой.
Рав Нахман сделал с той самой «бабушкой» то же, что и рав Элияшев со своей посетительницей. Ясно, что знал о заповеди любви к геру, но в тот момент понимал, что лишь резкое выражение поставит точку в этой ситуации, и потому высказался таким образом (Леханех Бесимха).
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Натан Агрес
Разве не достаточно сказать «спасибо» один раз?
р. Меир Фомичев,
из цикла «Еврейский закон»
Рав Натан Агрес
Ведь буквально это переводится как «хлеб лица»?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Зеев Гершензон
А его гости?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Цви Вассерман
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.
Рав Реувен Куклин
«Благословен ТЫ…, освятивший нас ЕГО заповедями»?
Ш.Л. Абрамович,
из цикла «В помощь начинающему хазану»
Йегуда Мендельсон
Сын после Африки, Индии и Германии с трудом приходил в себя. Однажды вечером коротко рассказал, что с ним случилось, и, заметив слезы в глазах, моментально замолк.
Рав Яков Шуб
Сукка, построенная на грузовике, — кошерна?