«Голос Всесильного говорит» (4:33). В Мидраше (Шмот Раба 29:1) рассказывается, как идолопоклонники пристали к раву Симлаю и сказали: «Разве ты не согласен с нами, что есть много богов?»
«Откуда у вас такие глупости?» — спросил он.
«Из вашей Торы, — сказали они, — из предстояния перед горой Синай. Ведь там сказано: “Слышал ли народ голос Элоким?”, а Элоким — это, как известно, множественное число».
Рав Симлай разбил тотчас их доводы, приведя аргумент из той же самой фразы: «Разве там написано “говорящих”? Там написано в единственном числе: “Слышал ли народ голос Элоким, говорившего из огня”, значит, Элоким — это один Б-г».
Это страшный Мидраш, поскольку он учит нас, как велика сила злого начала. Ведь вера во множество богов, в противоборствующие силы, идет против элементарной логики. Каждый, кто размышляет о чудесном единстве, о царящей в мире гармонии, и как все сочетается вместе, явно видит единую руку, создавшую и направляющую все это. Вера во множество правящих сил — примитивная и отсталая, и просвещенная часть человечества от нее давно отказалась.
Но приходят еретики, смотрят в Тору, провозлашающую с неподражаемой ясностью в этой главе: «Б-г Всесильный наш, Б-г один», и как будто находят в ней доказательства своей глупости.
Далее Мидраш спрашивает: почему все-таки здесь стоит именно имя Элоким (Всесильный), указывающее, что Творец властвует над всеми силами, а не имя Авая (Б-г)? Ответ базируется на фразе «голос Б-га в силе» (Теилим 29:4). Мидраш объясняет: «Если бы было написано: “Голос Б-га в Его силе” (то есть звучит со всей силой, какая есть у Творца), мир бы не устоял! Но “голос Б-га в силе” — он соразмерен силе каждого человека. Юноши учатся согласно своим способностям, а старцы — согласно своим. Поэтому и говорится: “Разве слышал народ голос Элоким?” — Владыки всех сил, который каждому открывается особым образом, в меру его силы выдержать».
И как во всех словах святой Торы, здесь тоже заключен вечный урок. У Торы, как известно, «длиннее земли мера и шире моря» (Иов 11:9). Мозг наших учителей был быстрым, как молния, их восприятие огромно, а глубина — безгранична. Самый запутанный вопрос они решали мгновенно, но тем не менее продолжали углубляться в разделы Гмары неделями. Это были сотни часов все более полного погружения и продумывания. Мы даже примерно не представляем, до каких уровней они дошли, к каким высотам воспарили.
Когда святой гаон рав Й. Л. Дискин, называемый «Сараф из Бриска», прибыл в Иерусалим, мудрецы Торы собрались вокруг него, и он выступал перед ними с трехчасовым уроком по Торе изо дня в день, в течение полугода. И все это было посвящено первому листу трактата Бава Батра. Когда полгода прошло, он сказал: «Можно было бы посидеть на этом листе еще полгода, но следующий лист уже ждет нас…»
А теперь давайте подумаем: если бы нам принесли учебник высшей математики, полный квадратных уравнений и формул, он был бы для нас подобен древним иероглифам. Но святая Тора, которая бесконечно глубже любой математики, понятна каждому ученику ешивы и даже обычному ребенку. Разве это не чудо, не явное подтверждение «голоса Б-га в силе», соразмерного воспринимающим способностям каждого?
Как прекрасно думать, что я накладываю такие же тфилин, как и Моше Рабейну, и что я учу ту же Тору, что и он, но со своим пониманием. Уровень у каждого свой, но тем не менее сама Тора остается одна и та же (Майян а-Шавуа).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его