«Голос Всесильного говорит» (4:33). В Мидраше (Шмот Раба 29:1) рассказывается, как идолопоклонники пристали к раву Симлаю и сказали: «Разве ты не согласен с нами, что есть много богов?»
«Откуда у вас такие глупости?» — спросил он.
«Из вашей Торы, — сказали они, — из предстояния перед горой Синай. Ведь там сказано: “Слышал ли народ голос Элоким?”, а Элоким — это, как известно, множественное число».
Рав Симлай разбил тотчас их доводы, приведя аргумент из той же самой фразы: «Разве там написано “говорящих”? Там написано в единственном числе: “Слышал ли народ голос Элоким, говорившего из огня”, значит, Элоким — это один Б-г».
Это страшный Мидраш, поскольку он учит нас, как велика сила злого начала. Ведь вера во множество богов, в противоборствующие силы, идет против элементарной логики. Каждый, кто размышляет о чудесном единстве, о царящей в мире гармонии, и как все сочетается вместе, явно видит единую руку, создавшую и направляющую все это. Вера во множество правящих сил — примитивная и отсталая, и просвещенная часть человечества от нее давно отказалась.
Но приходят еретики, смотрят в Тору, провозлашающую с неподражаемой ясностью в этой главе: «Б-г Всесильный наш, Б-г один», и как будто находят в ней доказательства своей глупости.
Далее Мидраш спрашивает: почему все-таки здесь стоит именно имя Элоким (Всесильный), указывающее, что Творец властвует над всеми силами, а не имя Авая (Б-г)? Ответ базируется на фразе «голос Б-га в силе» (Теилим 29:4). Мидраш объясняет: «Если бы было написано: “Голос Б-га в Его силе” (то есть звучит со всей силой, какая есть у Творца), мир бы не устоял! Но “голос Б-га в силе” — он соразмерен силе каждого человека. Юноши учатся согласно своим способностям, а старцы — согласно своим. Поэтому и говорится: “Разве слышал народ голос Элоким?” — Владыки всех сил, который каждому открывается особым образом, в меру его силы выдержать».
И как во всех словах святой Торы, здесь тоже заключен вечный урок. У Торы, как известно, «длиннее земли мера и шире моря» (Иов 11:9). Мозг наших учителей был быстрым, как молния, их восприятие огромно, а глубина — безгранична. Самый запутанный вопрос они решали мгновенно, но тем не менее продолжали углубляться в разделы Гмары неделями. Это были сотни часов все более полного погружения и продумывания. Мы даже примерно не представляем, до каких уровней они дошли, к каким высотам воспарили.
Когда святой гаон рав Й. Л. Дискин, называемый «Сараф из Бриска», прибыл в Иерусалим, мудрецы Торы собрались вокруг него, и он выступал перед ними с трехчасовым уроком по Торе изо дня в день, в течение полугода. И все это было посвящено первому листу трактата Бава Батра. Когда полгода прошло, он сказал: «Можно было бы посидеть на этом листе еще полгода, но следующий лист уже ждет нас…»
А теперь давайте подумаем: если бы нам принесли учебник высшей математики, полный квадратных уравнений и формул, он был бы для нас подобен древним иероглифам. Но святая Тора, которая бесконечно глубже любой математики, понятна каждому ученику ешивы и даже обычному ребенку. Разве это не чудо, не явное подтверждение «голоса Б-га в силе», соразмерного воспринимающим способностям каждого?
Как прекрасно думать, что я накладываю такие же тфилин, как и Моше Рабейну, и что я учу ту же Тору, что и он, но со своим пониманием. Уровень у каждого свой, но тем не менее сама Тора остается одна и та же (Майян а-Шавуа).
Сегодня, отвечает Рика Гдалевич
Вчера, отвечает Ципора Харитан
19 июля, отвечает Рика Гдалевич
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Рав Авраам Коэн
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Гади Поллак
Рав Авраам Коэн
Моавские горы - горы современного государства Иордания, расположенные на востоке от горы Иордан и Мертвого моря
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Рав Овадья Климовский
Почему отец и братья царя Давида не стали ему верными помощниками?