Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Как праведники являются «колесницей для Шхины», представителями Творца в мире, Его посланниками и исполнителями Его воли, так же, по принципу «одно против другого», у стороны зла тоже есть свои представители — нечистая колесница, посланники-губители.

«Враждуй с мидьянцами и порази их, ибо враги они вам» (25:17). «Враждуй» сказано в повелительном наклонении. Нужно быть им врагом и ненавидеть их. Помни зло, которое они сделали, и отомсти им! Не становись им другом.

Это вызывает удивление: разве нужен специальный приказ, чтобы ненавидеть людей, которые ввели в грех и заставили упасть целый народ? Они вызвали эпидемию, погубившую двадцать четыре тысячи человек. И кто знает, сколько еще погибло бы, если бы не подвиг Пинхаса?

Эпидемия потрясла наш народ и оторвала его от дочерей Мидьяна. Но, как ни странно, в сердцах евреев не осталось ненависти к мидьянцам. «Поймите, — сказали они, — такая уж у них культура. Вседозволенность. Так они живут, и это их стиль. Верно, что это далеко от наших понятий. Верно, что наши предки не воспитывали нас так. Верно и то, что Всевышний гневается на нас, а нам не следовало соблазняться. Но они не виноваты — просто у них такая культура, западная…»

Именно против такого мнения и таких аргументов и возражает Тора.

«Враждуй с мидьянцами и порази их». Почему? «Ибо враги они вам». Знайте, что это не просто их образ жизни, не просто гнилая вседозволенность. Они хотят ввести вас в грех и испортить, уничтожить вашу непорочность и осквернить вас.

Еврейская чистота и добродетель — для них словно заноза, и они поставили себе цель искоренить эти качества. Вот почему нужно «враждовать с мидьянцами». История повторяется.

Наши предки обладали чистотой и непорочностью, скромностью и счастьем. Они пришли в страну праотцов, на святую землю, и внезапно разом столкнулись с засасывающим омутом. Где скромность и чистота? Где свет и счастье? Куда исчезла чудесная традиция?

И тогда люди говорят себе: «Такая уж здесь жизнь. Это вседозволенность, западная культура, новое поколение. Что есть, то есть».

Но Тора утверждает: «Нет! Враждуй с мидьянцами, ибо враги они вам». Кто-то специально захотел оторвать вас от традиции, за этим стоит намерение, злая воля. Нельзя мириться с этим явлением, но нужно сражаться с ним, чтобы вернуть правильное состояние.

Святой Алших написал, что как праведники являются «колесницей для Шхины», представителями Творца в мире, Его посланниками и исполнителями Его воли, так же, по принципу «одно против другого», у стороны зла тоже есть свои представители — нечистая колесница, посланники-губители. Распознать их совсем несложно.

Наш учитель, автор книги «Кеилот Яаков», охарактеризовал средства массовой информации — как газеты, так и радио с телевидением — как вводящие в три страшнейших греха. Это неверие и насмешки над всем святым (идолопоклонство), болезненная вседозволенность и развращающая пропаганда (разврат), а также постоянные сообщения о криминале, что приучает пренебрегать жизнью человека (кровопролитие).

Что толкает целую систему и сотни журналистов становиться источником духовного разложения для тысяч людей? Они запряжены в колесницу Сатана и радостно несутся вниз по склону.

Вопрос в том, враждуем ли мы с ними так же, как они с нами. Мы испытываем отвращение или относимся с безразличием?

Гаон раби Барух Бер из Каменица однажды вошел домой к одному из своих близких и увидел на столе газету. Это была светская газета. Он содрогнулся, и его лицо побелело: «Как… как ты можешь…» — спросил он с дрожью в голосе.

Его родственник не понял, в чем проблема. Да, ясно, что здесь есть статьи, как бы это сказать, в нерелигиозном духе. Но есть и новости, анализ ситуации и прочие важные вещи.

Гаон посмотрел на него пристально и спросил: «Если бы редактор сошел с ума и решил постоянно унижать и оскорблять твоего отца, стал бы ты покупать эту газету?»

«Естественно, нет!» — воскликнул его собеседник.

«А оскорблять религию, насмехаться над заповедями, издеваться над традицией и отрицать нашего Небесного Отца, — это не в счет? Это не возмутительно? Это можно стерпеть?!»

Тот уже стал понимать, в чем причина такой реакции.

Это заповедано нам прямым текстом в этой главе: «Враждуй с мидьянцами» — ненавидь и презирай тех, кто хочет ввести тебя в грех, кто старается посеять раздор между Израилем и его Небесным Отцом. Об этом написано: «Только грехи ваши разделяют между вами и Всесильным».

Нельзя относиться к ним снисходительно, так же как ты не прощаешь того, кто проклинает твоего отца и позорит мать.

Есть еще кое-что столь же важное. Человек — это маленький мир. В нем тоже живет свой крохотный Билам и строят себе обитель силы Мидьяна. Злое начало подстрекает, советует и соблазняет. Иногда человек грешит, страдает, преодолевает себя и отрывается от греха, как это бывает в мире. Но Тора предупреждает нас, что этого недостаточно: «Враждуй с мидьянцами и порази их». «Любящие Б-га, ненавидьте зло» (Теилим 97:10).

Гмара (Недарим 9 б) рассказывает о юноше-пастухе, который был «красив глазами и хорош видом, с кудрявыми волосами». Однажды он пошел набрать воды из источника и увидел свое отражение. Взыграло в нем злое начало. Сказал он ему: «Грешник! Почему ты гордишься миром, который тебе не принадлежит? В будущем ты станешь кормом для червей». На кого он кричал? На злое начало. Он не стал проявлять снисходительность, но знал, что это «самый большой ненавистник в мире» (Майян а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Устроилась на работу и поняла, что испытываю чувства к директору…

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Ни за что бы не подумала, что быть матерью так тяжело…

20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая

Какие молитвы или псалмы читать, если женщина долго не может выйти замуж?

18 декабря, отвечает Редакция Толдот

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его