Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Балак принес жертвы с порочным намерением, желая склонить Творца против Его народа и заставить Его действовать против Своей воли. Это была попытка уничтожить народ, погубить миллионы.

«И вознесет быка и барана на жертвенник» (23:30). Если мы будем искренними сами с собой, то признаемся: мы живем двойной жизнью, доходящей до внутреннего противоречия. Живем одновременно в мирском и в святом, а между тем и другим существует нечто вроде разделительной преграды. В синагоге мы находимся в духовной атмосфере, а пение молитв струится из чистой веры. Стол в шаббат озаряет и несет блаженство. Праздники исполнены радостью и ликованием. Но когда мы переходим к будничным занятиям, то и сами превращаемся в людей, вроде бы никак не причастных к святому. И сами себе удивляемся: кто мы на самом деле?

Возможно, ответ кроется в словах наших учителей (Назир 23 б): «В заслугу жертв, принесенных Балаком, он удостоился того, что от него произошла Рут, а внуком ее внука был царь Шломо, принесший тысячу всесожжений!»

Это потрясающе — нет ни одного доброго поступка, который пропал бы впустую. Каждое действие приносит плоды, даже спустя поколения. Но давайте задумаемся: Балак принес жертвы с порочным намерением, желая склонить Творца против Его народа и заставить Его действовать против Своей воли. Это была попытка уничтожить народ, погубить миллионы. А сами жертвы были принесены с помощью колдуна и волхва, который ввел Израиль в грех, и из-за которого погибли 24 тысячи.

И тем не менее в его поступке была некая добрая искра, которая не пропала. Она сохранилась на поколения и пробудилась через пятьсот лет. Она осталась навечно, поскольку и царь Машиах будет потомком Шломо. Что же в таком случае нам сказать о действиях наших праотцов? Это были цельные люди с совершенными деяниями. Не одноразовые действия и не в одном или двух поколениях! Насколько их поступки укоренены в нас, и сколько плодов еще принесут! Все наше пробуждение происходит в силу их заслуг, по их причине и благодаря их наследию.

В таком случае нет причин удивляться нашей разделенной на две половины жизни. Даже когда сами мы по сути являемся светскими людьми, в нас звучит голос веры наших отцов. Он раздается эхом и не дает покоя. Он прорывается из наших уст в молитвах и восхвалениях, в просьбах и песнях. Этот голос привел толпы молодых людей искать путей приближения к Б-гу, стучаться в двери семинаров и вернуться к своим истокам.

Наша задача — сокрушить преграду между наследием отцов и собственной жизнью. Нужно действовать, чтобы укорененная в нас вера осветила повседневность и направила все наши стези.

В этой главе мы видим, насколько Б-г желает блага Своим творениям. Как Он старался удержать Билама от греха! И если уж такое делается для Билама, то насколько же больше Творец сделает для еврея! А если этот еврей еще и праведник — тем более, как сказано: «Ноги праведных Своих убережет» (Шмуэль 1, 2:9).

Поведаем историю о великом учителе, праведнике и аскете, гаоне раве Элияу Хаиме Джонк-Ахонове из Бухары. Когда коммунисты пришли к власти, они заставили всех трудиться на государственной работе, связанной с нарушением шаббата. Рав не согласился. Он остался в своем маленьком магазине, куда не заходили покупатели, и страдал от голода. Даже в шаббат он стоял там по приказу властей, но ничего не продавал, пользуясь различными отговорками.

Его жена как-то сказала старшей дочери: «Спасение жизни отодвигает шаббат. Когда он уйдет в магазин, я пойду и устроюсь на работу». Так она и сделала.

Тем временем рав вернулся в свой магазин и задремал. Во сне он увидел машину с сотрудниками тайной службы, наводящей ужас на все население, а в ней сидела его жена, арестованная по приказу властей. Он проснулся в смятении и стал читать Теилим.

Вновь задремал, и повторился тот же сон. «Прогуляюсь-ка я немного вокруг магазина и освежусь», — решил он. Но как только он вернулся на свое место, на него снова напала дремота, и он увидел то же самое в третий раз.

«Это неспроста», — сказал себе рав. Запер магазин и поспешил домой.

Его путь пролегал мимо государственного бюро трудоустройства. Жена увидела его и быстро ушла оттуда, вернувшись домой окольным путем. Когда он пришел, она уже была дома и спросила его, почему он не в магазине. Он пересказал ей свой сон.

«Ты ведь знаешь, что сны несут в себе всякую чепуху. Наверное, это жара повлияла!» — ответила жена.

Рав вернулся в магазин, а жена сказала дочери: «Видишь, как твоего отца охраняют с Небес!» (Майян а-Шавуа)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Ни за что бы не подумала, что быть матерью так тяжело…

20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая

Какие молитвы или псалмы читать, если женщина долго не может выйти замуж?

18 декабря, отвечает Редакция Толдот

Как оградить англоязычную девочку от издевательства одноклассниц?

17 декабря, отвечает Ципора Харитан

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его