«И вознесет быка и барана на жертвенник» (23:30). Если мы будем искренними сами с собой, то признаемся: мы живем двойной жизнью, доходящей до внутреннего противоречия. Живем одновременно в мирском и в святом, а между тем и другим существует нечто вроде разделительной преграды. В синагоге мы находимся в духовной атмосфере, а пение молитв струится из чистой веры. Стол в шаббат озаряет и несет блаженство. Праздники исполнены радостью и ликованием. Но когда мы переходим к будничным занятиям, то и сами превращаемся в людей, вроде бы никак не причастных к святому. И сами себе удивляемся: кто мы на самом деле?
Возможно, ответ кроется в словах наших учителей (Назир 23 б): «В заслугу жертв, принесенных Балаком, он удостоился того, что от него произошла Рут, а внуком ее внука был царь Шломо, принесший тысячу всесожжений!»
Это потрясающе — нет ни одного доброго поступка, который пропал бы впустую. Каждое действие приносит плоды, даже спустя поколения. Но давайте задумаемся: Балак принес жертвы с порочным намерением, желая склонить Творца против Его народа и заставить Его действовать против Своей воли. Это была попытка уничтожить народ, погубить миллионы. А сами жертвы были принесены с помощью колдуна и волхва, который ввел Израиль в грех, и из-за которого погибли 24 тысячи.
И тем не менее в его поступке была некая добрая искра, которая не пропала. Она сохранилась на поколения и пробудилась через пятьсот лет. Она осталась навечно, поскольку и царь Машиах будет потомком Шломо. Что же в таком случае нам сказать о действиях наших праотцов? Это были цельные люди с совершенными деяниями. Не одноразовые действия и не в одном или двух поколениях! Насколько их поступки укоренены в нас, и сколько плодов еще принесут! Все наше пробуждение происходит в силу их заслуг, по их причине и благодаря их наследию.
В таком случае нет причин удивляться нашей разделенной на две половины жизни. Даже когда сами мы по сути являемся светскими людьми, в нас звучит голос веры наших отцов. Он раздается эхом и не дает покоя. Он прорывается из наших уст в молитвах и восхвалениях, в просьбах и песнях. Этот голос привел толпы молодых людей искать путей приближения к Б-гу, стучаться в двери семинаров и вернуться к своим истокам.
Наша задача — сокрушить преграду между наследием отцов и собственной жизнью. Нужно действовать, чтобы укорененная в нас вера осветила повседневность и направила все наши стези.
В этой главе мы видим, насколько Б-г желает блага Своим творениям. Как Он старался удержать Билама от греха! И если уж такое делается для Билама, то насколько же больше Творец сделает для еврея! А если этот еврей еще и праведник — тем более, как сказано: «Ноги праведных Своих убережет» (Шмуэль 1, 2:9).
Поведаем историю о великом учителе, праведнике и аскете, гаоне раве Элияу Хаиме Джонк-Ахонове из Бухары. Когда коммунисты пришли к власти, они заставили всех трудиться на государственной работе, связанной с нарушением шаббата. Рав не согласился. Он остался в своем маленьком магазине, куда не заходили покупатели, и страдал от голода. Даже в шаббат он стоял там по приказу властей, но ничего не продавал, пользуясь различными отговорками.
Его жена как-то сказала старшей дочери: «Спасение жизни отодвигает шаббат. Когда он уйдет в магазин, я пойду и устроюсь на работу». Так она и сделала.
Тем временем рав вернулся в свой магазин и задремал. Во сне он увидел машину с сотрудниками тайной службы, наводящей ужас на все население, а в ней сидела его жена, арестованная по приказу властей. Он проснулся в смятении и стал читать Теилим.
Вновь задремал, и повторился тот же сон. «Прогуляюсь-ка я немного вокруг магазина и освежусь», — решил он. Но как только он вернулся на свое место, на него снова напала дремота, и он увидел то же самое в третий раз.
«Это неспроста», — сказал себе рав. Запер магазин и поспешил домой.
Его путь пролегал мимо государственного бюро трудоустройства. Жена увидела его и быстро ушла оттуда, вернувшись домой окольным путем. Когда он пришел, она уже была дома и спросила его, почему он не в магазине. Он пересказал ей свой сон.
«Ты ведь знаешь, что сны несут в себе всякую чепуху. Наверное, это жара повлияла!» — ответила жена.
Рав вернулся в магазин, а жена сказала дочери: «Видишь, как твоего отца охраняют с Небес!» (Майян а-Шавуа)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский