«Перед святилищем Моим трепещите» (26:2). Время бедствия настало для Яакова, но это не новое явление. В каждом поколении встают враги, чтобы уничтожить нас, а Всевышний спасает нас от их рук. Тем не менее, мы должны сделать то, что в наших силах. А что нам делать, об этом написано в Торе — ведь нет ничего, что не было бы в ней написано!
Когда Эсав замыслил причинить зло Яакову и вышел против него во главе четырехсот вооруженных разбойников, наш праотец Яаков использовал три средства — молитву, подарок и приготовление к войне. Таков путь, с помощью которого Яаков готовится и защищается от нападения ненавистников.
Что нам сказать? У нас, простых граждан, нет достаточных средств дарить подарки, да и воевать мы не умеем. Обо всем этом решают из «высоких окон» — в сердцах царей и правителей, которые сами, как говорит Писание, находятся в руках Б-га. Остается лишь верить, что их направят Свыше верным советом и удержат от ошибочных решений, которых в нашем прошлом уже было более, чем достаточно.
Однако молитва находится в наших руках, и к ней может обратиться каждый. Кто знает, не предъявят ли ему претензий на небесном суде, не скажут ли: «Если бы ты молился лучше, с большей сосредоточенностью, было бы меньше несчастий и катастроф!»
В первую очередь нужно уважение к синагоге и к молитве. Об этом говорит фраза в конце нашей недельной главы: «Перед святилищем Моим трепещите». В Торе есть заповедь — трепетать перед храмом. А синагога названа «малым святилищем», и трепетное отношение к ней — это наша обязанность согласно Торе (Мишна Брура 151:1).
Некоторые из наших учителей связали погромы 1648-49 годов, когда были уничтожены десятки общин, с тем, что евреи не выказывали подобающего уважения «дому Б-жьему» — синагоге. Они разговаривали на посторонние темы во время молитвы и чтения Торы. Один из праведников предыдущего поколения — раби из Гура, автор книги «Бейт Исраэль» — сказал, что холокост не ударил по восточным общинам, как и по североафриканским, которые были захвачены нацистами, поскольку там относились с трепетом и уважением к синагогам и не болтали во время молитвы.
В этих вопросах мы также должны исправить ситуацию и вернуть синагоге ее былое уважение — воспрепятствуем новым несчастьям, и пусть они не приходят к нам. Ведь «обвинитель не превращается в заступника». Если уж пренебрегают молитвой, как вообще можно отменить жестокий приговор?
Приведем поразительный и волнующий рассказ. Когда гаон раби Шауль Брах был назначен раввином Кроли, он поставил главным приоритетом исправить поведением своей общины в синагоге. Он утвердил правило, согласно которому нельзя было приглашать хазана без его одобрения, чтобы не предоставлять место легкомысленным людям и не превращать молитву в развлекательное мероприятие. Также он следил за тем, чтобы приходящие на молитву не разговаривали о постороннем. А для этого он занял место возле бимы, чтобы оттуда наблюдать за общиной.
Однажды габай хотел пригласить хазана, который не отличался особым трепетом перед Небесами. Рав побеседовал с этим хазаном и не счел его достойным. Но габая это расстроило, и он, набравшись дерзости, организовал трапезу проводов шаббата, на которой этот хазан продемонстрировал слушателям силу и красоту своего голоса, исполнив несколько песен. Габай же высказал ему огромную похвалу и добавил: «Все мы знаем, почему нам не довелось послушать этого прекрасного хазана в синагоге…»
Утром раву рассказали об этой трапезе и о речи, которая на ней произносилась. Он понял, что его сторонники и последователи захотят навредить габаю и предупредил их ничего против него не предпринимать. Затем рав поспешил в синагогу, где молился габай, и увидел группу учеников из своей ешивы, которые поджидали габая, чтобы отстоять честь своего учителя. Рав приказал им разойтись и вернуться к учебе.
Габай закончил молитву и вернулся домой, даже не зная, что рав спас его. Дома он встретил жену с ребенком на руках. На плите стояла кастрюля с молоком, которое закипало и было готово убежать. Жена попросила его снять ее с огня. Когда он это сделал, то случайно задел ребенка, и кипящее молоко пролилось на него. В тот же вечер жители города пришли на похороны этого ребенка.
В шаббат габай пришел в синагогу, и его вызвали к Торе. Произнеся благословение после чтения он ударил кулаком по биме и громко произнес: «Господа, я проявил дерзость и поступил неподобающим образом в отношении нашего рава и получил страшное наказание. Теперь перед всей общиной я извиняюсь перед равом Брахом и умоляю, чтобы он простил меня».
Рав, как уже было сказано, занимал место на биме возле свитка Торы, чтобы видеть общину и следить за тем, чтобы никто не разговаривал. Когда габай закончил свою просьбу, рав ответил ему одной фразой: «Почему Вы, уважаемый, говорите, когда это запрещено? Если уж хотите что-то сказать, сделайте это после молитвы…»
Вот что значит «трепет перед святилищем»!
Процитируем теперь Сефер Харедим: «Заповедь требует пребывать в храме с трепетом и со всей серьезностью, в страхе перед Б-гом, обитающим в нем, как сказано: “Перед святилищем Моим трепещите”. В Торат Коаним сказано (Бехукотай 6): Слова “Святилище ваше” добавляют синагоги и места изучения Торы повсюду, ибо о них сказано: “И буду для них малым святилищем”. В них не ведут себя легкомысленно, не смеются, не развлекаются и не предаются пустым разговорам. Для того, кто нарушает эти правила, уготовано огромное наказание, как об этом говорится в Зоаре (ч. 3, 126 а)».
Так давайте же проявим все надлежащее внимание к этому вопросу, чтобы у нас был трепет перед святилищем. Тогда и молитвы наши будут приняты с благоволением. Они отведут всякое зло и смягчат любой приговор. Лишь благо и милость будут преследовать нас, радость и счастье постигнут нас! (Майян а-Шавуа)
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.