«Перед святилищем Моим трепещите» (26:2). Время бедствия настало для Яакова, но это не новое явление. В каждом поколении встают враги, чтобы уничтожить нас, а Всевышний спасает нас от их рук. Тем не менее, мы должны сделать то, что в наших силах. А что нам делать, об этом написано в Торе — ведь нет ничего, что не было бы в ней написано!
Когда Эсав замыслил причинить зло Яакову и вышел против него во главе четырехсот вооруженных разбойников, наш праотец Яаков использовал три средства — молитву, подарок и приготовление к войне. Таков путь, с помощью которого Яаков готовится и защищается от нападения ненавистников.
Что нам сказать? У нас, простых граждан, нет достаточных средств дарить подарки, да и воевать мы не умеем. Обо всем этом решают из «высоких окон» — в сердцах царей и правителей, которые сами, как говорит Писание, находятся в руках Б-га. Остается лишь верить, что их направят Свыше верным советом и удержат от ошибочных решений, которых в нашем прошлом уже было более, чем достаточно.
Однако молитва находится в наших руках, и к ней может обратиться каждый. Кто знает, не предъявят ли ему претензий на небесном суде, не скажут ли: «Если бы ты молился лучше, с большей сосредоточенностью, было бы меньше несчастий и катастроф!»
В первую очередь нужно уважение к синагоге и к молитве. Об этом говорит фраза в конце нашей недельной главы: «Перед святилищем Моим трепещите». В Торе есть заповедь — трепетать перед храмом. А синагога названа «малым святилищем», и трепетное отношение к ней — это наша обязанность согласно Торе (Мишна Брура 151:1).
Некоторые из наших учителей связали погромы 1648-49 годов, когда были уничтожены десятки общин, с тем, что евреи не выказывали подобающего уважения «дому Б-жьему» — синагоге. Они разговаривали на посторонние темы во время молитвы и чтения Торы. Один из праведников предыдущего поколения — раби из Гура, автор книги «Бейт Исраэль» — сказал, что холокост не ударил по восточным общинам, как и по североафриканским, которые были захвачены нацистами, поскольку там относились с трепетом и уважением к синагогам и не болтали во время молитвы.
В этих вопросах мы также должны исправить ситуацию и вернуть синагоге ее былое уважение — воспрепятствуем новым несчастьям, и пусть они не приходят к нам. Ведь «обвинитель не превращается в заступника». Если уж пренебрегают молитвой, как вообще можно отменить жестокий приговор?
Приведем поразительный и волнующий рассказ. Когда гаон раби Шауль Брах был назначен раввином Кроли, он поставил главным приоритетом исправить поведением своей общины в синагоге. Он утвердил правило, согласно которому нельзя было приглашать хазана без его одобрения, чтобы не предоставлять место легкомысленным людям и не превращать молитву в развлекательное мероприятие. Также он следил за тем, чтобы приходящие на молитву не разговаривали о постороннем. А для этого он занял место возле бимы, чтобы оттуда наблюдать за общиной.
Однажды габай хотел пригласить хазана, который не отличался особым трепетом перед Небесами. Рав побеседовал с этим хазаном и не счел его достойным. Но габая это расстроило, и он, набравшись дерзости, организовал трапезу проводов шаббата, на которой этот хазан продемонстрировал слушателям силу и красоту своего голоса, исполнив несколько песен. Габай же высказал ему огромную похвалу и добавил: «Все мы знаем, почему нам не довелось послушать этого прекрасного хазана в синагоге…»
Утром раву рассказали об этой трапезе и о речи, которая на ней произносилась. Он понял, что его сторонники и последователи захотят навредить габаю и предупредил их ничего против него не предпринимать. Затем рав поспешил в синагогу, где молился габай, и увидел группу учеников из своей ешивы, которые поджидали габая, чтобы отстоять честь своего учителя. Рав приказал им разойтись и вернуться к учебе.
Габай закончил молитву и вернулся домой, даже не зная, что рав спас его. Дома он встретил жену с ребенком на руках. На плите стояла кастрюля с молоком, которое закипало и было готово убежать. Жена попросила его снять ее с огня. Когда он это сделал, то случайно задел ребенка, и кипящее молоко пролилось на него. В тот же вечер жители города пришли на похороны этого ребенка.
В шаббат габай пришел в синагогу, и его вызвали к Торе. Произнеся благословение после чтения он ударил кулаком по биме и громко произнес: «Господа, я проявил дерзость и поступил неподобающим образом в отношении нашего рава и получил страшное наказание. Теперь перед всей общиной я извиняюсь перед равом Брахом и умоляю, чтобы он простил меня».
Рав, как уже было сказано, занимал место на биме возле свитка Торы, чтобы видеть общину и следить за тем, чтобы никто не разговаривал. Когда габай закончил свою просьбу, рав ответил ему одной фразой: «Почему Вы, уважаемый, говорите, когда это запрещено? Если уж хотите что-то сказать, сделайте это после молитвы…»
Вот что значит «трепет перед святилищем»!
Процитируем теперь Сефер Харедим: «Заповедь требует пребывать в храме с трепетом и со всей серьезностью, в страхе перед Б-гом, обитающим в нем, как сказано: “Перед святилищем Моим трепещите”. В Торат Коаним сказано (Бехукотай 6): Слова “Святилище ваше” добавляют синагоги и места изучения Торы повсюду, ибо о них сказано: “И буду для них малым святилищем”. В них не ведут себя легкомысленно, не смеются, не развлекаются и не предаются пустым разговорам. Для того, кто нарушает эти правила, уготовано огромное наказание, как об этом говорится в Зоаре (ч. 3, 126 а)».
Так давайте же проявим все надлежащее внимание к этому вопросу, чтобы у нас был трепет перед святилищем. Тогда и молитвы наши будут приняты с благоволением. Они отведут всякое зло и смягчат любой приговор. Лишь благо и милость будут преследовать нас, радость и счастье постигнут нас! (Майян а-Шавуа)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский