«Когда будет на человеке проказа» (13:9). Помните историю с Биламом, который хотел проклясть, а вместо этого получилось так, что благословил? В нем горело желание обрушить бедствие на головы евреев, навести на них порчу.
Обычно человека ведут тем путем, по которому он хочет идти. Однако ангел Б-жий встал перед Биламом, чтобы воспрепятствовать ему. Этого ангела видела лишь ослица, и потому она сошла с дороги и двинулась в поле. Билам разгневался и ударил ее, чтобы вернуть на путь.
И вновь она увидела ангела, прижалась к ограде и сдавила ногу Билама. Он, охваченный гневом, опять ударил ее. Но когда она в третий раз увидела ангела, то легла на землю. «Был бы у меня меч, — закричал Билам, — я бы убил тебя!»
Внезапно его зрение прояснилось, и он тоже увидел ангела. Он побелел, все понял и устыдился сам себя. «Согрешил я, — сказал он, — ибо не знал, что ты стоишь передо мной» (Бемидбар 22:34).
Если он не знал, что в чем его грех? Разве должен он был отгадать, что перед ним стоит невидимый ангел? Ответ дает автор книги «Шней Лухот а-Брит»: Да! Если человек видит, что дело не идет, что возникают препятствия, что все рушится раз за разом, он должен понять, что здесь происходит что-то значительное — что ему дают знаки с Небес. Обратим на это внимание и сделаем выводы.
Ослица сказала Биламу: «Разве имела я обыкновение делать тебе такое? И сказал он: нет». Тогда почему же ты не понял, что свыше хотят от тебя, чтобы ты вернулся обратно? Билам скривил лицо от стыда и не нашел, что ответить.
Если уж Всевышний дает знаки злому и развращенному язычнику, каким был Билам, — символу всех дурных качеств (Авот 5:19) — тем более Он подаст знаки Своим детям, каждому еврею!
Наши мудрецы открыли это в этой недельной главе, где рассматриваются законы проказы. Существует, как известно, проказа на зданиях, на одежде и на людях — страшная болезнь. И она становится еще в семьдесят раз страшнее от того, что пораженный ею отделяется от семьи и изгоняется из города: «Одиноко будет сидеть, снаружи стана место его». Его одежда разорвана, волосы растрепаны, он закутан до усов и кричит: «Нечист, нечист!» Ужасное состояние.
Как прокаженный доходит до такого состояния? Почему на него обрушивается эта кара? Мудрецы (Эрхин 16 а) перечисляют семь причин — семь грехов, из-за которых приходит проказа. Ведь, как известно, «не бывает смерти без греха, не бывает страданий без прегрешения» (Шаббат 55 а).
И также нам сообщают, что три вида проказы — это следующие друг за другом этапы. Сначала появляется проказа на домах, затем — на одежде, и лишь в конце она переходит на кожу человека. Почему? «Владыка душ не наносит первый удар по душам» (Ваикра Раба 17:11). Это система предупреждения и знаков.
Это подобно человеку, приближающемуся к закрытой военной зоне. Вначале его предупреждает вывеска. Но человек игнорирует ее, проламывается через забор и натыкается на патруль. Ему приказывают остановиться.
Если он проигнорирует команду, солдаты выстрелят в воздух. Если продолжит идти — будут стрелять по земле рядом с его ногами. Но если он и дальше не остановится, случится самое печальное…
Тора вечна: «Слово Твое — истина и пребывает вечно». Она говорит для нас, для всех нас. Тора была дарована с непрекращающимся «великим гласом» (Раши, Дварим 5:19): «Ибо голос Его — сильный и пребывает всегда».
В десяти заповедях используется единственное число, потому что Творец обращался к каждому лично — ко всем душам во всех поколениях, собравшимся там (Шаббат 146 а).
Мы — «сыны Вездесущего», любимые дети, и именно поэтому Он требует от нас большего. Мы должны улучшать себя и подниматься. Если же мы ведем себя не так, как положено, Всевышний посылает знаки! Как сказано, «Владыка душ не наносит первый удар по душам». Так давайте же будем размышлять о нашем состоянии. Когда на улицах остаются тысячи людей, не имеющих или лишившихся работы — разве это не знак, посланный свыше?
Что же касается тех, у кого есть работа, им тоже приходится нелегко. Они вынуждены сгибать свою спину под тяготами дорогих цен, чтобы обеспечивать себя и свои семьи. Часто у них не остается выхода, когда долг на счету в банке переходит все допустимые границы. И это тоже не знак?
А какой можно сделать прогноз? Видим ли мы свет в конце туннеля или же спускаемся во все более глубокую яму? Взгляните на ситуацию с безопасностью страны и народа. Разве вы не видите явные и очевидные знаки свыше?
Если человек игнорирует посылаемые ему знаки, если продолжает ступать по прежней дороге так, словно ничего не происходит, он словно сам «приглашает» свой будущий позор (не дай Б-г такому случиться). Взглянем еще раз на пример с Биламом. Все это изложено прямым текстом в страшном увещевании: «Если и до сих пор не будете слушаться Меня, Я буду еще больше наказывать вас» (Ваикра 26:18).
Но тот, кто прислушивается, кто обращает внимание и понимает, куда указывает рука Всевышнего, — начнет исправлять свои поступки и направлять жизнь в нужное русло. Такой человек привлекает свыше свет лица Б-га. Перед ним открываются врата изобилия, благословения и спасения — к радости и счастью. Да будет это вскоре, в наши дни! Амен (Майян а-Шавуа).
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Овадья Климовский
Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари, не войти в описание Торы?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?