Темы: Наследство, Война, Ваера, Оцарот, Ссора
«Вот земля моя перед тобой, живи, где тебе нравится» (20:15). Угрожающие речи, исходящие от руководителей Ирана, и фотографии с ракетами и строящимся ядерным реактором сеют панику в обществе. Мы видим, что конфликту с арабами нет конца. Каждый, кто считал, что имеет те или иные решения, несущие «мир», теперь видит своими глазами, что ситуация лишь запутывается изо дня в день. Да спасет нас Милосердный.
Диктаторы, сидящие у руля в Тегеране, не только отрицают холокост, но и прямым текстом угрожают Израилю и объявляют всем, кто готов их слушать, что их ракеты готовятся разрушить нашу страну. Тревога обуревает всех, и люди хотят укрепиться в вере в Б-га, но не знают как. Я рассказывал некоторым, — говорит рав Зильберштейн, — историю, имевшую место десятки лет назад. Она запала мне в душу, и в ней содержится ответ на их вопрос.
Это было в 1948 году, когда захватили город Яффо. Большинство арабов, живших там, спаслись бегством. Многие евреи воспользовались этой возможностью и пошли посмотреть на этот город, расположенный рядом с Тель-Авивом. Я тоже оказался там, и когда проходил рядом с одним из домов, внезапно услышал громкие крики из какой-то квартиры.
Поскольку казалось, что дело касается спасения жизни, я поднялся на этаж, откуда доносились голоса, и наткнулся на двух евреев, которые ссорились между собой из-за большой девятикомнатной квартиры. Каждый утверждал, что она принадлежит именно ему.
Первый заявлял, что участвовал в захвате города, и поскольку эта квартира, по-видимому, принадлежала арабу, теперь она должна достаться ему в награду за военную операцию. Второй же утверждал, что это квартира его родственника, и она должна достаться ему.
Ссора разгоралась и переходила на опасные рельсы. Опасаясь, как бы дело не дошло до насилия, я выбежал на улицу и позвал полицейского. Но и ему мало что оставалось сделать, поэтому он позвал подкрепление.
Я стоял в стороне, — рассказывает рав, — и молился, чтобы из-за этой ссоры никого не убили.
Внезапно на место прибыл незнакомый человек с картой и документами в руках. Я смог разглядеть, как он показывает их обеим сторонам спора. В тот же момент разногласие закончилось, и крики прекратились. Казалось, вопрос был исчерпан. Первый из спорящих, который твердил, что квартира принадлежит ему по праву «завоевания», незаметно покинул здание.
Что же выяснилось?
Пришедший человек был евреем и с помощью документов доказал, что квартира принадлежит ему, а не арабской семье. Квартира и вправду была захвачена израильскими солдатами, но арабам она никогда не принадлежала. Будучи хозяином недвижимости, этот человек решил передать квартиру второй стороне в споре, которую представлял его родственник. После этого у первой стороны не было права что-либо утверждать, и претендовавший на квартиру скрылся с места происшествия с позором.
Я подумал, что это как раз то, что произойдет с нами в будущем, во время войны за страну Израиля между арабами и евреями. Этот конфликт закончится, когда придет Б-г, Хозяин всего мира, и скажет: «Мне принадлежит земля». Тогда все враги и ненавистники убегут с позором, как говорит Раши в начале главы Берешит: «Если скажут народы мира Израилю: “Разбойники вы, захватили землю семи народов”, евреи ответят: “Вся земля принадлежит Творцу. Он создал ее и дает тем, кому хочет. По Своей воле дал им, по Своей же воле забрал у них и дал нам”».
Кто постоянно будет думать об этом и укрепится в этих мыслях, того не постигнет зло. Он всегда будет жить в полной вере (Бархи Нафши).
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его