«И послал Моше разведать Йоэзер, и были захвачены его окрестности» (21:32). Раши объясняет: «Разведчики захватили их. Они сказали: Не будем поступать, как прежние. Мы верим в силу молитвы Моше и будем сражаться».
Мы даже не представляем себе, что отдельный человек способен совершить — и хорошего, и плохого. Те двое разведчиков, посланные осмотреть Йоэзер (это были Калев бен Йефуне и Пинхас бен Элазар по мнению Таргума Йонатана) захватили не только этот город, но и все его окрестности — всю окружающую область.
Но их секрет выражен в сказанных ими словах: «Мы верим в силу молитвы Моше». Если есть сила Торы, молитвы, святости, то можно творить чудеса! «Не войском, не силой, но лишь духом Моим» (Захария 4:6). Кто позволил ногам Йоава выстоять на войне? Врата Торы и старцы, сидящие во вратах и обучающие Торе!
Сыновья Яакова — Шимон и Леви — вдвоем перебили всех жителей Шхема. Как они это сделали? «И пошли на город с уверенностью». Они были уверены в силе своего отца (Берешит Раба 80:10). А в чем состояла его сила? В Торе и молитве!
В прошлом рассказывали об отряде египтян у Синая, который сдался двум солдатам-израильтянам. Глава отряда извинялся потом: «Что я мог поделать? Ведь они окружили нас!» Но это была не сила солдат, а помощь Б-га. Он помог им в заслугу святых ешив, где занимаются Торой.
Во время войны на истощение (между Израилем и Египтом в 1967-1970 г.) Адмор из Слоним, автор книги «Биркат Авраам», побуждал своих учеников еще более настойчиво трудиться в учебе: «Тора защищает и спасает, “Я стена” — это Тора (Бава Батра 7 б). Ваша учеба создает защитную стену вокруг солдат, а любое ваше послабление ставит их в опасность!»
Гаон рав Ихезкель Абрамский, глава «Совета ешив», рассказывал: «Во время войны на истощение в ешивах наступили каникулы перед Песахом, а я боялся! Боялся из-за жертв, которые будут на фронте. С началом месяца Ияр я успокоился — в ешивах возобновилась учеба».
Мудрецы говорят, что если бы другие народы знали, сколько благ приходит в мир в заслугу изучения Торы, они ставили бы двух солдат возле каждого ученика ешивы, чтобы он учился не переставая и без перерывов.
А мы знаем о счастье изучения Торы. «Свет — это Тора». Мы видим, как растут наши познания, и нам известна великая награда. «Изучение Торы равносильно всем [остальным заповедям]» — в каждом слове!
Но только когда мы поднимемся на небо, нам станет известно, сколько бедствий удалось избежать благодаря нашей учебе. «Тора защищает и спасает». И сколько благ спустилось в мир ради этого. За это мы тоже получим награду.
Два поколения назад, до изобретения антибиотиков и пеницилина, эпидемии губили массы народа. По инициативе Хафец Хаима была открыта еврейская больница в городе Лида. Всех богатых и влиятельных людей города позвали на съезд, и Хафец Хаим произнес перед ними пламенную речь.
Он говорил о тяжелом положении больных, об их духовных страданиях, когда они вынуждены ложиться в нееврейскую больницу, где монахини служат медсестрами, а больных кормят некошерным мясом. Богачи открыли свои сердца и кошельки. Один пожертвовал кровать, другой — две кровати, а кто-то и целых десять.
Ученикам местной ешивы стало известно о том, что праведник в городе, и они пришли к залу собраний и встали у входа, чтобы хотя бы одним глазком взглянуть на святого гаона. Но когда он их увидел, его лицо засияло, и он сердечно пригласил их войти внутрь и поздоровался лично с каждым.
Богатым гостям не понравилось, что он отвлекается от темы и игнорирует их, уделяя все внимание ученикам. Один из богачей набрался смелости и спросил с сарказмом: «Раби, сколько кроватей пожертвовали эти юноши для больницы?»
Хафец Хаим вознегодовал и тотчас ответил: «О чем ты говоришь?! Каждый из них дал пятьдесят кроватей!»
Пятьдесят кроватей — это немалое состояние. Среди гостей не было такого, кто пожертвовал бы столь солидную сумму. Откуда же эти бедные ученики достали такое имущество?
Хафец Хаим заметил воцарившееся изумление и продолжил свою речь: «Все верно! Каждый из них пожертвовал пятьдесят кроватей и даже больше! Ведь на кроватях, которые вы даете, будут лежать страдающие больные, измученные и стонущие. Кто знает, сколько из них оправятся от своих недугов. А учащиеся ешив занимаются Торой, которая защищает и спасает. В заслугу их учебы меньше людей будут болеть, и это сэкономит кровати в больнице!…»
Мы приближаемся к периоду, который наступает после завершения семестра в ешивах. В это время существует опасность того, что в изучении Торы наступит ослабление. Наш учитель Хафец Хаим написал следующее (Торат а-Байт): «Смотрите же, братья мои: каждый час, когда вы могли заниматься Торой и не занимались, — это как будто к вам пришли с просьбой спасти чью-то жизнь, а вы не спасли! И хотя у нас “глаза ослепли, и мы не знали этого”, но мудрецы открыли нам этот факт, говоря: “Изучение Торы важнее спасения жизни!”.»
Вот как велика наша обязанность собраться с силами в изучении святой Торы и остерегаться всякого послабления и безделья! (Майян а-Шавуа)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский