«Это место называется “воды распри”, из-за того, что спорили сыны Израиля с Б-гом, и Он явил им Святость Свою» (20,13)
Аншель был простым пражским евреем. Его семья была настолько бедной, что он был вынужден уехать из страны на заработки. Аншель работал целый год и заработал приличную сумму, которой должно было хватить на нужды семьи.
Сейчас Аншель возвращался домой вместе с колонной, везущей товары одного богатого купца-еврея. Тяжеловозы тянули целую вереницу телег, нагруженных бочками с вином. Аншель ехал на одной из телег. Монеты лежали в кожаном кошельке за пазухой. Бедняга не спал уже двое суток — боялся, что кошелек украдут. Ведь рядом с ним не б-гобоязненные евреи (ну, кроме купца), а рабочие-неевреи: грузчики, погонщики… Трудно ожидать от них особой праведности. Но глаза закрывались сами собой, и Аншель решил спрятать деньги.
Ночью, когда погонщики и прочие рабочие уже спали, Аншель слез со своей телеги, прокрался к одной из бочек, в которой плескалось дорогое вино, открыл ее и осторожно опустил кожаный кошель в пряную влагу. Потом снова крепко закрыл, пометил бочку (чтобы не перепутать) и со спокойной душой лег спать.
Когда торговый поезд прибыл в Прагу, Аншель отыскал помеченную бочку, но к своему ужасу, не обнаружил в ней ничего, кроме вина! Он попытался было стребовать свои деньги с купца, но тот ответил, что ничего не знает. Совершенно сломленный, поплелся Аншель к раву Праги — он верил, что автор Нода би-Йеуда сможет помочь в беде.
Гений и великий мудрец, святой праведник рав Йехезкель Ландо был человеком необычайно острого ума. Он выслушал бедного Аншеля, тут же вызвал хозяина каравана — богатого виноторговца — и предъявил ему обвинение в краже. Торговец покраснел от гнева:
— Этот неблагодарный воспользовался моей добротой, ехал на моей карете, и еще обвиняет меня в воровстве?! Это клевета! Зачем мне его жалкие гроши?
Рав Иехезкель окинул торговца внимательным взглядом и спокойно спросил: «Значит, вы не брали этих денег?».
«Конечно, нет!» — кипятился торговец.
«Хорошо, я верю, — продолжил рав Ландо. — Однако я уверен также, что этот бедный еврей не обманывает. Его горе искренне. Он действительно спрятал свои деньги в бочке с вином, и они пропали. Я верю, что вы оба говорите правду. Это означает, что деньги взял один из неевреев, которые сопровождали караван. Отсюда следует, что вино во всех бочках — запрещено к употреблению. К нему прикасался нееврей, это яин несех».
Ноги купца подкосились. Все бочки — полны запрещенного вина? Силы небесные! Да они стоят целое состояние! Он разорен!! В то же мгновение упал торговец к ногам рава:
— Я признаюсь, деньги действительно взял я! Вино кашерно!
— Вот как! — ответил рав Ландо. — Как же я могу в это поверить, если ты только что все отрицал?
— Я украл! Я вор! — возопил торговец и принялся приводить различные доводы, которые действительно доказывали, что именно он взял деньги.
Но Нода би-Йеуда еще долго отказывался объявить вино кашерным и согласился только после того, как торговец публично признал свою вину и восполнил кражу в двойном размере.
Лучше принять волю Творца по-хорошему. Иначе придется покориться ей по-плохому…
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.