Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
У глав родов попросили принести свои посохи, написать на них свои имена и положить их на ковчег завета. Чей посох расцветет, тот и будет избранным.

«И взял каждый свой посох» (17:24). На первый взгляд, мы видим нечто странное в этой главе. Корах оспаривал священство Аарона и был проглочен землей. Двести пятьдесят судей тоже хотели быть первосвященниками и воскурять благовоние и заплатили за это своими жизнями. Но брожжение в обществе не прекратилось, народ еше не был убежден. Была необходимость в дополнительном чуде. У глав родов попросили принести свои посохи, написать на них свои имена и положить их на ковчег завета. Чей посох расцветет, тот и будет избранным.

Однако, некоторые все еще думали, что Моше знает, с какой стороны нужно положить посох Аарона, чтобы он расцвел. Тогда он связал все посохи вместе и вставил посох Аарона в середину связки, чтобы ни у кого не было подозрений. На следующий день все увидели, что именно его посох расцвел.

Думаете, после этого все были убеждены? Вовсе нет. Некоторые все еще думали, что ни один из посохов не расцвел, и что Моше принес (откуда-то) цветущую миндальную ветвь и вырезал на ней имя Аарона. Поэтому, — пишет рав Х. Д. Азулай, — произошло еще одно чудо. Моше вынес к ним цветущий посох, и у них перед глазами на нем появилось еще больше цветов.

Теперь-то уж, казалось бы, должны были исчезнуть все сомнения. Но этого не произошло. «И увидели, и взяли каждый свой посох». Зачем нужно было брать посохи, которые не расцвели и обманули надежды своих хозяев? Почему Тора об этом говорит? Сфорно объясняет, что все еще оставались подозрения: верно, посох Аарона расцвел чудесным образом. Но и мы не хуже — наши посохи тоже расцвели! И хотя мы собственными глазами видим, что это лишь сухая древесина, на самом деле…

Это не наши посохи!

На самом деле (думали остальные главы родов) Моше вошел в святилище и увидел, что все тринадцать посохов расцвели. Тогда он принес двенадцать сухих палок и подменил ими наши посохи, вырезав на них наши имена. Но мы-то к этому были готовы. Мы сделали особые незаметные знаки на своих посохах.

Поэтому они взяли их обратно, чтобы проверить, на месте ли эти знаки.

А мы читаем и удивляемся: откуда такая подозрительность, упрямство и изворотливость? Ведь речь идет о святых из «поколения знания»!

Но в том-то и дело: они знали, как велика святость каждого еврея, каким бы он ни был, и как желанна каждая заповедь перед Всевышним, как драгоценна перед Ним каждая молитва, и как Он ждет нашего служения. Поэтому они не могли поверить, что кто-то из евреев не вправе войти внутрь святого святых.

И мы должны знать, что они правы!

Правы, признавая важность каждой заповеди, любовь Творца к каждому еврею. В одном только они не были правы: для служения в храме был избран только род Леви. Коэны — это «посланники Милосердного и наши посланники» (Недарим 35 б). Но в молитве, которая равнозначна жертвоприношению, все евреи равны. К изучению Торы, о котором сказано, что оно лучше жертвы и всесожжения (Евамот 105 а) — весь Израиль имеет одинаковое отношение. Тора драгоценнее жемчуга, важнее первосвященника, входящего в святилище! (Орайот 13 а).

Из подозрительности глав родов мы можем выучить, как велика ценность каждого еврея. И это осознание налагает огромные обязанности, когда мы встаем служить Творцу и освящаться Его заповедями (Майян а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Устроилась на работу и поняла, что испытываю чувства к директору…

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Ни за что бы не подумала, что быть матерью так тяжело…

20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая

Какие молитвы или псалмы читать, если женщина долго не может выйти замуж?

18 декабря, отвечает Редакция Толдот

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его