«И поверили в Б-га и в Моше, служителя Его» (14:31). Тора вечна, как и все ее уроки. Каждый год в каждом поколении все евреи слушают недельные главы, чтобы учиться и извлекать их уроки. Особенно это относится к главам об исходе из Египта. Ведь нам заповедано произносить о нем каждый день утром и вечером. Мы также произносим об этом и во время кидуша вечером в шаббат, чтобы эта память не отошла от наших сердец.
Исход из Египта стал праобразом всех будущих избавлений, как материальных, так и духовных, как для всего народа, так и для каждого отдельно, вплоть до последнего избавления, которого мы ожидаем каждый день, и о котором сказано: «Как во дни исхода твоего из Египта явлю чудеса» (Миха 7:15).
Как же проходил этот процесс вызволения народа Израиля из рабства? Сначала рабство становилось все более тягостным, и сердца евреев окутал мрак. Даже когда думали, что уже начал брезжить свет избавления, наступил тяжелый удар — солому отняли и за задержку в работе стали жестоко наказывать. Горечь увеличивалась, и отчаяние росло. Разве не напоминает это наше нынешнее состояние сегодня?
И тогда было слово Б-жье к Моше, верному пастырю. Ему были переданы четыре выражения избавления и его этапы. Но вместе с тем последовало и предостережение: «И говорил Всесильный с Моше», — это была жесткая речь, качество суда. «И сказал ему: Я Б-г», — Я верен Своему обещанию, поэтому нельзя сомневаться в нем. А мы, едва лишь бремя рабства временно становится тяжелее, уже теряем веру. Не так удостаиваются избавления. Главное условие избавления — безупречная вера!
Таково условие для всего народа, и это же условие необходимо и для частного, личного избавления, которое у каждого связано с его бедами и невзгодами. Об этом условии сказано: «И поверили в Б-га и в Моше, служителя Его». Нужно прислушиваться к голосу Б-га и безусловно подчиняться Его заповедям — слушаться великих мудрецов поколения без возражений и колебаний. Лишь это нам нужно и ничего более! «Нет у нас ничего, кроме слов сына Амрама» (Раши, Шмот 14:4) — даже если на первый взгляд рабство становится тяжелее из-за этого.
Был случай с двумя учениками ешивы Мир, которых поразила болезнь, и им предстояло пройти операцию. Их учитель, гаон раби Йерухам а-Леви, сказал им: «Езжайте в такой-то город и обратитесь в больницу. Если решат, что нужна операция, убедитесь, что совершать ее будет такой-то профессор, а не другой. А по пути вам нужно заехать в Радин и попросить благословения у праведника поколения Хафец Хаима. Не уезжайте оттуда, пока не получите благословения».
Поехали эти двое и сошли на станции недалеко от Радина. Когда добрались до места, им сообщили, что из-за плохого самочувствия Хафец Хаим не принимает посетителей. Один из учеников хотел отправиться в дальнейший путь, но его друг возразил: «Рав сказал не уезжать, пока не получим благословения». Они стали напряженно ждать. Время отхода поезда приближалось, да и путь до станции был неблизким. Первый из них стал волноваться, но его товарищ не уступал. Внезапно дверь распахнулась: «Можно входить!» Они вошли и получили благословение Хафец Хаима. Им едва удалось найти телегу, ехавшую к станции, и они успели сесть на поезд в последний момент.
Приехали они в больницу и прошли обследование. Было решено, что оба нуждаются в операции. Они сказали: «Только если это сделает такой-то профессор». Но им ответили, что профессор уехал на научный симпозиум, и неизвестно, когда он вернется. Операцию нельзя откладывать, а помощник профессора разбирается в этом деле ничуть не хуже. Один из друзей согласился, а второй настоял на своем: «Рав сказал, что операцию можно проходить только у того профессора. Я последую его мнению и буду ждать, пока тот не вернется». Одного прооперировали, а другой остался ждать. Он не изменил своего мнения, даже когда сообщили, что операция у друга была успешной сверх ожидаемого. Спустя какое-то время, профессор вернулся и сделал операцию второму ученику.
Тем временем состояние первого резко ухудшилось. Все попытки ему помочь не принесли успеха, и когда его товарищ оправился, то присоединился к похоронной процессии.
Когда известия об этом дошли до ешивы Мир, рава спросили: «Разве Вы знали заранее о том, чем обернется это дело? Уж не дух ли святости открыл Вам правду?»
Но рав ответил следующее: «Секрет прост — один послушался того, что ему сказали, а второй нет…»
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский