«Снаружи будет губить меч, а изнутри — страх» (32:25). Раши объясняет: «Снаружи города будут губить мечи вражеских воинов. А когда сбежишь и спасешься от меча, в глубине сердца будешь страдать от страха и умирать от этого».
О чем-то подобном рассказывал раби Яаков Кули, приводя случай, приключившийся с Рамбамом.
Рамбам, как известно, был врачом у правителя Египта, который ценил его за мудрость и превозносил над всеми министрами. Один врач-нееврей стал завидовать ему и сказал правителю: «В чем особенность этого еврея? Если он профессиональный врач, я готов состязаться с ним! Я приготовлю напиток со смертельным ядом. Если он выпьет его и останется жив, это будет знаком, что нет врача лучше него. Сам я тоже готов выпить любой напиток, какой он изготовит, и доказать тем самым, что я способен после этого остаться в живых».
Рамбам услышал это и выразил свою готовность пройти испытание. Поскольку дело дошло до этого, правитель уже не мог возражать, хотя он и опасался за жизнь своего любимого советника. Ведь разве может кто-либо выпить смертельный яд и остаться в живых?
В назначенный день Рамбам принял жидкость, обволакивающую кишечник и не позволяющую никакому другому веществу впитаться. А ученикам своим он указал, чтобы после того, как он выпьет яд, его отнесли домой и дали ему рвотное средство.
Пришел Рамбам к правителю, и другой врач протянул ему напиток. Он выпил, и лицо его стало серым. Ученики поспешили отнести его в дом и напоили средством, которое он заранее приготовил. Рамбам исторг из себя ядовитое снадобье и встал здоровым.
Теперь настала очередь Рамбаму напоить второго врача смертельным эликсиром. Тот побелел от страха, но выбора у него не было. Он понимал, что конец его предрешен.
Но Рамбам в жизни своей никого не убивал, и даже ненавистников своих прощал и оправдывал. Что же он сделал? Сказал властителю, что хочет испытать эликсир на преступнике, которому и без того уже был вынесен смертельный приговор.
Осужденного на смерть привели.
Рамбам взял закупоренную бутылку, которую приготовил заранее. Потом он взял салфетку и закрыл себе ноздри, а правителю сказал, чтобы и тот сделал то же самое, отойдя подальше от места. Ведь даже пары этого зелья вполне могли вызвать смерть. Врач-нееврей, едва услышал об этом, тотчас попятился назад, заткнув нос пальцами.
Приговоренному к смерти Рамбам сказал, чтобы тот открыл банку и выпил эликсир. Тогда он умрет легкой смертью без всяких страданий.
Тот открыл банку и упал на землю замертво. У врача-египтянина побелело лицо, и все тело его охватила дрожь.
Тогда Рамбам взял банку из рук покойника, поднес ее правителю Египта и попросил его выпить ее содержимое.
Властитель, естественно, тотчас возразил ему: «Я опасаюсь, что эликсир, которым напоил тебя твой конкурент, помутил твой рассудок. Как же смеешь ты поить меня ядом?!»
Но Рамбам улыбнулся и ответил: «Не нужно опасений! Преступник умер от одного запаха этого снадобья. Если я дам его тому врачу, он тоже скончается. Но для моего господина и для меня этот напиток не принесет ни вреда, ни пользы».
«Слова твои — загадки для меня, — сказал правитель, — неужели наши тела отличаются от их тел?»
«Никак нет, — ответил Рамбам, — но в самом этом эликсире нет ничего дурного. Это нектар из цветов, вкусный и здоровый. Преступник умер только из-за страха, и у того врача тоже случился припадок лишь из-за того, что сердце его боялось. Но я пожалел его и не дал ему выпить это зелье. Хватило мне и того, что он видел кончину преступника, умершего от чрезмерного страха».
Подобным образом среди ливийских евреев был известен рассказ о группе молодых людей, которые, праздные, сидели без дела, болтая среди ночи и хвастаясь друг перед другом.
Один из них гордился своей храбростью и сказал, что ему неведом страх ни перед чем.
Ему ответили: «Давай-ка проверим твою отвагу. Хватит ли тебе смелости пойти на кладбище посреди ночи, когда души умерших бродят среди могил?»
«Конечно, — ответил тот без всяких сомнений, — я готов туда отправиться!»
«И как мы узнаем, что ты был там?» — спросили остальные.
Они обсудили все и решили, что он должен взять с собой кол и вбить его в землю рядом с определенным надгробием.
Встал этот молодой человек и пошел на кладбище. Гробовая тишина встретила его. Белизна надгробий виднелась на фоне темной мглы. Он собрался с духом и стал шагать по дороге между могил, пока не дошел до нужного места. Теперь ему предстояло забить кол рядом с могилой. Сердце его замерло от волнения.
Придти на кладбище среди ночи — одно дело, но вот нарушить вечную тишину ударами молотка и вбить кол рядом с умершим — это уже нечто совсем иное. Однако, отступать было поздно, поскольку ему предстояло доказать свою смелость, даже если это означало разгневать мертвых.
Он стал рыскать глазами в поисках подходящего камня. Отыскав его, он ударил им по колу, и сердце его отозвалось эхом. В своей растерянности и страхе он не заметил, что его плащ свисает до земли, и что кол проходит в землю через его край. Когда он закончил, то услышал шум и шепот. Может быть, это было дикое животное, а может — заблудшая душа. Он вскочил испуганно и бросился бежать. Но увы, плащ потянул его обратно. Казалось, кто-то схватил его! Словно сами мертвые мстили за нарушение их покоя!
Наутро его нашли бездыханным рядом с надгробием и забитым колом (Майян а-Шавуа).
Сегодня, отвечает Рика Гдалевич
Вчера, отвечает Ципора Харитан
19 июля, отвечает Рика Гдалевич
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Рав Авраам Коэн
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Гади Поллак
Рав Авраам Коэн
Моавские горы - горы современного государства Иордания, расположенные на востоке от горы Иордан и Мертвого моря
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Рав Овадья Климовский
Почему отец и братья царя Давида не стали ему верными помощниками?