«Я Б-г Всесильный твой, выведший тебя из страны Египта» (5:6). Рассказывают, что раби из Пшисхи как-то раз спросил своего ученика, Менахема Мендла из Коцка: «Из какого места в Торе ты черпаешь силы?»
Тот ответил: «Из фразы: Вознесите кверху глаза ваши и узрите, кто сотворил это».
Учитель ответил: «Из этой фразы человек из любого народа может извлечь веру. Еврею следует укрепляться вот чем: Я Б-г Всесильный твой, выведший тебя из страны Египта».
Удивительно, что обе эти фразы, из которых черпают силы для укрепления, находятся в нашей недельной главе. «Я Б-г Всесильный» — в десяти речениях, а «Вознесите кверху глаза» — это фраза, завершающая афтару.
«Вознесите кверху глаза ваши» — это способ получать впечатления от природы. Раби Акива говорил своим ученикам: «Сыны мои, как дом указывает на строителя, одежда — на портного, а дверь — на плотника, так и мир указывает на Святого, благословен Он, его сотворившего». Наш отец Авраам открыл Б-га именно таким образом. Но нам, евреям, нет надобности приводить доказательства существования Творца, ибо их можно найти в изобилии. После того, как наш Творец открылся нам у горы Синай и поднял нас на уровень пророчества, и все мы слышали Его голос — «голос Б-га в силе, голос Б-га в великолепии, голос Б-га, сотрясающий пустыню» — нам больше не требуются аргументы!
Какой можно привести пример? Как говорил наш учитель Хафец Хаим, это похоже на преданного отца, который играет с сыном и делает ему много добра. Когда отец поднимает его на руки, подходит некий человек и спрашивает: «Кто твой папа?» Ребенок крепко обнимает отца. А тот спрашивает: «У тебя есть доказательства, что это твой отец?» Вопрос ужасно оскорбительный! Даже если захотят привести доказательства, ребенок заткнет уши, не желая слушать.
А теперь представьте, что в разгар войны семья разбежалась во все стороны. Соседи взяли ребенка к себе, потому что никто из его семьи не вернулся — ни родители, ни братья, ни сестры. Когда он вырос, то получил в свое распоряжение семейный дом и прочее имущество — торговую лавку, товары, счет в банке и т. д. Суд назначил опекуна, который вел дела благоразумно. Спустя много лет, явился некий человек и заявил: «Я отец. Все это мое, и сын тоже мой». Тут уж точно ребенок потребует доказательств. И даже если он примет их, большая любовь между ними не воцарится.
В этом различие между нами и другими народами: «Любим человек, созданный по образу Б-га. Любимы евреи, названные детьми Вездесущего». Идея образа — это интеллектуальное постижение. У народов есть именно такое постижение, в силу которого они могут понять, что у мира есть Творец и Управитель. Но евреи названы «детьми Вездесущего». Ребенок всегда знает, кто его отец, и доказательств не ищет: «Верно все это и непреложно для нас: Он Б-г Всесильный наш, и нет иного. А мы Израиль, народ Его».
В таком случае, для кого сказано: «Вознесите кверху глаза ваши и узрите, кто сотворил это»? Верно, это для нас сказано. Но не для того, чтобы исследовать и недоумевать, а чтобы видеть и восхищаться еще больше.
Наступает время каникул. Если во время учебы мы связаны с Творцом и любовью к Нему посредством Торы, то теперь можно выйти на природу и через это придти к любви и трепету перед Ним. Нужно исполнять принцип «На всех путях своих познавай Его». Лишь бы прогулки не привели к обратному результату — к забыванию и распущенности, безответственному поведению (Майян а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский