«Лицом к лицу говорил Б-г с вами» (5:4). Мы слышали этот рассказ от одного человека, вернувшегося к вере (бааль-тшува). В нем есть поучительный смысл, и он затрагивает тему отношений между людьми.
Однажды утром, когда я выходил на работу, в моей машине заглох мотор, и я не мог продолжать поездку, — рассказывает он. Я встал возле обочины и стал ждать спасения. Внезапно рядом останавливается автомобиль, а в нем — религиозный водитель, который выехал из Кирьят-Сефер в Бней Брак. Этот водитель стал интересоваться, что произошло, и едва услышав о неисправности, взялся помочь. Впрочем, поскольку поломка оказалась серьезной, ремонт занял много времени, а мотор отказывался работать.
Я со своей стороны сказал этому религиозному водителю, чтобы он продолжал свой путь и не тратил на меня время, но он на это никак не соглашался. «Пока не услышу, что мотор работает, не уеду», — сказал он мне и оставался со мной более получаса. Лишь когда в конце концов он услышал звук мотора, то «согласился» ехать дальше. Я привычным движением потянул руку к кошельку и вытащил купюру в сто долларов, предлагая ему в качестве оплаты за усилия и работу, которую он проделал.
Но он отказался брать, причем сделал это тоже самым естественным образом. «Разве стану я терять исполненную заповедь взамен за денежную купюру?» — сказал он. Хоть и пытался я уговорить его, что награда полагается ему по всем религиозным законам, он решительно отверг эти сто долларов.
В итоге мы разъехались каждый своим путем, и с тех пор я искал этого человека всеми возможными способами, чтобы заплатить ему положенное, но так и не нашел.
Прошло полтора года или чуть больше, и вот, я еду по дороге. Это было совсем в другом месте, где-то на севере страны. Вдруг я наткнулся на человека, который «застрял» со своей машиной и стоял у обочины. Его машина была в точности такой же, как та, на которой я ехал.
Я подошел и увидел, что у него проблемы с колесом, и его нужно менять. В тот момент я вспомнил, что мой сын прошлой ночью принес мне дополнительное колесо, которое как раз подходит к этой машине.
Я быстро установил ему новое колесо, но в тот момент что-то произошло. Гляжу я в лицо этому застрявшему водителю, и мне кажется, будто я его знаю… не прошло и нескольких секунд, как я вспомнил, что это тот самый водитель автомобиля, который помог мне в прошлом и отказался взять деньги.
«Сейчас я смогу отомстить вам», — провозгласил я перед водителем, который еще не успел узнать меня. Он ратерялся от таких слов, не зная, что я имею в виду.
«Разве не помните меня?» — обратился я с вопросом. Ему понадобилось несколько минут, прежде чем он вспомнил о том случае, когда помог мне с мотором. Тогда мы обнялись с дружеской теплотой, и я вновь повторил: «Теперь наступит воздаяние: как вы отказались брать у меня деньги за ремонт, так и я не возьму ничего за установленное колесо».
Я описал ему свои попытки на протяжении какого-то времени искать его, чтобы заплатить. «Теперь Б-г поставил вас на моем пути, и этот момент подходит для расплаты».
Что же случилось в конце всего этого? Я решил вернуться к религии. Причиной послужило то, что я увидел, какой «механизм» Творец задействует в мире. Я мог бы искать его много лет и не нашел бы, но Б-г создает ему проблему с колесом, и как раз в тот момент проезжаю я по той самой дороге и натыкаюсь на него. Разве мог бы я сам подстроить все эти события собственными силами? Ясно, что нет.
Я увидел, что в мире есть Правитель. Если Он может сделать то, что сделал между мной и этим водителем, почему бы мне не поверить, что Он может сделать для меня и все остальное, в чем я нуждаюсь?
Поэтому я решил вернуться к религии (Бархи Нафши).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его