«Освятить Меня» (20:12). Каждый еврей в любом возрасте и состоянии может освятить Имя Б-га и преумножить славу Его в мире. Этот вывод можно сделать из письма, полученного от одного знатока Торы, живущего в религиозном районе Иерусалима. Оно свидетельствует о чистоте и святости еврейских детей и об их желании приблизиться к Творцу и освятить Его Имя.
С Небес меня благословили большой семьей, — пишет он, — а таланты у детей, как известно каждому родителю, не одинаковы. Есть такие, кто схватывают все налету, а у других берет время понять изученное.
Среди моих детей есть один такой, что даже если бы я не назвал его тугодумом, было бы ясно, что в сравнении с другими он очевидно не столь одаренный. Мы с женой, как родители, стараемся относиться к нему и к его непониманию с… пониманием. Мы знаем точную пропорцию — когда поощрять, а когда порицать.
Но его братья — и те, что старше него, и тем более молодые — не очень-то хорошо осознают эту проблему. Иногда случается так, что они смеются над ним. Делают они это не по злому умыслу. Просто иногда, когда возникает обсуждение за столом в шаббат, он не улавливает, о чем идет речь, и тогда они машинально называют его не самыми приятными словами, заставляя почувствовать стыд.
Даже когда нет семейного обсуждения за столом, а идет просто обмен мнениями среди братьев, в повседневном общении, как это бывает в каждом доме, этот ребенок не демонстрирует особых талантов в понимании. И тогда начинаются естественные реакции типа «ты дурак», «с тобой невозможно ни о чем говорить» и так далее.
Нет нужды говорить, что и в хедере наш сын получает изрядную порцию обид от своих товарищей, смеющихся над ним, когда он не усваивает то, что учат в классе, и задает неуместные вопросы. Если уж дома, среди братьев, ситуация такова, тем более можно понять, насколько другие дети в классе смеются и презирают его.
Стоит отметить, что сам ребенок ни разу не ответил на оскорбительные прозвища. Он продолжал жить так, словно ничего и не случилось. В этом можно было увидеть его особенные тонкие душевные качества, так что даже мы, родители, сильно этому удивляемся.
И вот, в последние два месяца, — продолжает автор письма, — я заметил, что каждый раз, когда нашему ребенку наносят обиду, он что-то шепчет. Я постарался прислушаться, но поскольку слова произносились шепотом, мне не удалось ничего уловить.
Сначала я не замечал, что он делает это, именно когда его оскорбляют. Но когда я это понял, это вызвало у меня удивление, и я решил обратиться к нему и спросить об этом.
Сын дал мне ответ, из которого можно понять, на каком духовном уровне он находится. Не забывайте, что речь идет о ребенке девяти лет, и потому я был поражен, увидев его духовную силу. Здесь, по сути дела, есть поучительное наставление для каждого родителя, чтобы все знали, что нельзя пренебрегать ни одним ребенком, даже если он и не особенно одарен. Несмоненно, Всевышний дал ему какие-то другие качества, с помощью которых он может вознестись к вершинам не хуже, чем любой талантливый ребенок.
Мой сын рассказал мне на своем естественном детском языке, что когда он был в синагоге, ему попалась книга «Алейну Лешабеах», где приводится удивительный рассказ от рава Хаима Каневского. Там говорится, что когда еврея обижают и оскорбляют, а он не реагирует, то тем самым вводит себя в особую святую категорию «обижаемых и необижающихся», и тогда это наилучшее время, чтобы у него попросить благословения.
«Эта мысль, высказанная в книге, очень глубоко вошла ко мне в сердце, — добавил ребенок, — Ведь и тот, кто сказал это, является главой поколения, да и сам я понял глубину идеи. Я знал по личному опыту, какие заслуги есть у человека, которого обижают, а он не отвечает и не вступает в борьбу с обидчиком. Знал я и то, насколько трудно так себя вести, и потому понял силу благословения, которая в такие моменты вложена в уста обиженного.
Внезапно, — продолжил ребенок, — я почувствовал себя невероятно счастливым. Счастливым от того, что в моих руках есть могущественная, великая сила, которой нет у других. Ведь я каждый день получаю порции оскорблений, и каждый раз, когда я на них не реагирую и приобщаюсь к “обижаемым и необижающимся”, я способен благословить каждого, кто в этом нуждается.
Едва я пришел к этому выводу, как в сердце моем пробился святой огонь и сильное желание помочь несчастным с помощью моего благословения. Верно, люди не приходят ко мне, чтобы я их благословил. Но я могу делать это, даже если они не приходят, да и вообще без их ведома.
Тогда я стал собирать все объявления с именами больных, развешанные по синагогам и из газет. И я заучиваю эти имена наизусть (говорит 9-летний ребенок!). Когда меня оскорбляют, я, как всегда, не реагирую… я лишь молюсь тотчас Б-гу, чтобы Он смилостивился над этими больными».
Могу засвидетельствовать, — продолжает автор пиьсма, — что когда я услышал эти слова из уст моего сына, то подумал, что упаду в обморок… я и прежде ценил усилия, которые он прикладывал, чтобы понять изучаемый в классе материал, как и то, что он не реагировал на оскорбительные прозвища. Но сегодня я знаю, что должен ценить его в тысячу раз больше.
Я считаю, что эту историю имеет смысл предать огласке, чтобы научить евреев правде — возвестить, что у каждого есть особая роль в мире и уникальные душевные качества, которые никто у него не отнимет. Если каждый будет использовать свои таланты и постарается с их помощью освятить Имя Б-га, весь мир наш станет выглядеть иначе (Бархи Нафши).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский