«И собрал против них Корах всю общину» (16:19). Глава о Корахе вся представляет собой загадку. Это было поколение, помнящее страшное рабство в Египте, появление Моше Рабейну и известие об освобождении. «И поверил народ» (Шмот 5:31).
В этом поколении еще помнили десять кар, павших на египтян одна за другой; помнили фараона, великого правителя, бегущего среди ночи, словно охваченного лихорадкой, и кричащего: «Где здесь Моше?» (Танхума, Бо 7). Они помнили, как Моше вознес руку над Красным морем и рассек его; поднял ее вторично — и море смыло египтян. Помнили, как он поднимал посох и извлекал для них воду из скалы.
Моше был адресом для обращения со всеми жалобами. Когда египтяне гнались за евреями, те обращались к Моше. Нашли горькую воду в Маре — жаловались Моше. Едва лишь проголодались, как сразу пришли к Моше, чтобы он доставил им ман. Надоел ман — обратились к нему, чтобы достал мясо. Когда их кусали змеи, они взывали к Моше, чтобы он спас их.
И тут вдруг возникает бунт. То, что его возглавлял Корах, легко понять — у него была личная заинтересованность. Он был оскорблен тем, что на роль верховного служителя избрали не его. Личные амбиции — достаточный повод для движения к суициду. Но Корах увлек за собой двести пятьдесят мудрецов, великих людей мира сего, глав суда. «Начальники общины, призываемые на собрания, люди именитые». Как же и почему они примкнули к нему? С чего решили оспаривать Моше, когда все последние события были еще свежи в их памяти?
А где был весь народ? Тот самый народ, что шел за Моше по пустыне, обращался к нему с жалобами, стоял перед ним с утра до вечера, чтобы учиться у него законам Б-жьим, — где был этот народ? Они заняли нейтральную позицию и стояли в стороне, глядя, чем дело кончится… «И собрал против них Корах всю общину».
Как же такое возможно? Как можно скрыть истину, стереть память, окутать разум туманом и исказить помыслы? На это есть ответ, но он шокирует. И прежде всего потому, что он, перепрыгивая через три тысячи триста лет, затрагивает нас напрямую.
Корах был мастером в общественных отношениях и знал страшный секрет. Он знал, что человек — существо уравновешенное, разумное, оценивающее все как следует и делающее верные выводы, но при одном условии — что все это не превращают в насмешку и остроумие. Корах умел рассказывать анекдоты. «И собрал Корах против них всю общину» — с помощью насмешек (Раши). Шутки и легкомыслие подобны маслу, разлитому на дороге взвешенного мышления, из-за которого мысли скользят и переворачиваются. Корах превращал заповеди в смех. Он высмеивал приношение десятины, шутил по поводу Моше, избранника Б-жьего, и Аарона. Он разливал это «масло» в огромных количествах, и все подскользнулись!
Что нам показывает реклама? Может быть, страницу с информацией? Нет, это было бы слишком скучно. Нам показывают улыбку, подмигивание, что-то легкомысленное. Реклама не собирается убеждать, она захватывает.
Вы обращали внимание, как ведется агитация перед выборами? Одинаковые партии, предлагающие трудные решения для еще более трудных проблем, представляют вам… юмористов и дорогие развлекательные шоу. Почему? Они не заинтересованы убеждать вас, а только завлечь, ввести в состояние, когда вы не сможете здраво мыслить!
Давайте же сохранять бдительность и не идти по этой скользкой дорожке! (Майян а-Шавуа)
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его