«Когда придете в страну… и будет земля покоиться для Б-га» (25:2). В 1980 году рав Гросман, ныне главный раввин в городе Эльад, занимал этот пост в Иорданской долине. На одном из уроков он преподавал законы Шмиты и, комментируя фразу «Когда скажете: что есть будем?», много говорил об уверенности и уповании на Б-га. Один из присутствующих, еврей по имени Апи, сказал: «Если уважаемый рав может гарантировать, что я получу обещанное в Торе благословение, тогда стану соблюдать Шмиту».
Жизнь в Иорданской долине в основном зависела от сельского хозяйства. Рав ничего не ответил сразу, но решил посоветоваться. Он поехал в Иерусалим и спросил мнение рава Элияшева, который ответил: «Нельзя ничего гарантировать. Некоторые полагают, что данное Торой обещание относится ко всему народу Израиля, а не к отдельным людям. Но вы можете обещать ему, что он получит большую помощь свыше, и Всевышний поддержит его».
Вернувшись, рав Гросман ответил Апи: «Могу обещать только, что в убытке не останешься». Такой ответ вполне удовлетворил его. Апи стал секретарем в администрации поселения — должность, которая почти не приносит дохода, — и в тот год пережил неописуемые трудности.
Прошел год Шмиты, и рав встретил его на пост Гедалии. Завершив пост, выпили «лехаим», поскольку Апи справился с испытанием. Настало время готовить поля. Проблема состояла в том, что обычно семена выдавались администрацией, а платили за них после посева, в конце года. Но теперь время посева уже закончилось, как и раздача семян. Апи хотел засеять свои поля, пришел к начальству, но там ему ответили, что уже слишком поздно.
Будучи в бедственном положении, он попытался задействовать свои связи. У него был друг в администрации, который, желая помочь, сказал: «Ничего не осталось, но есть еще много семян сельдерея низкого качества. Лучше уж дать тебе их бесплатно, чем на свалку выбрасывать». Взял Апи семена сельдерея и засеял все имевшиеся у него поля. Такое количество сельдерея — это было нечто неслыханное!
Всем на удивление, сельдерей вырос огромных размеров — втрое больше обычного размера. Целые поля были покрыты этим растением, по высоте доходившим до пояса! Народ в поселении спрашивал его с насмешкой, что он будет делать со всем этим сельдереем. Но Апи отвечал с полной уверенностью: «Я свое дело сделал, а Всевышний сделает Свое».
Однажды у рава Гросмана раздался телефонный звонок. Это был Апи, который позвал рава срочно приехать в к нему. Он рассказал, что приятель, давший ему этим семена, недавно позвонил ему и спросил: «Скажи, Апи, ты помнишь семена сельдерея, которые я дал тебе? Ты что-нибудь сделал с ними?»
«Спрашиваешь, сделал ли я с ними что-нибудь? — ответил тот, — Я ем сельдерей, дышу сельдереем, сплю на нем, и все называют меня сельдерейщиком!»
«Отлично, — сказал его друг, — на рынке сельдерей стоит половину доллара. Ты сможешь продать одну упаковку за три доллара, а если захочешь, то и за четыре или за пять».
На вопрос, что случилось, ему рассказали, что за последние две недели в Европу пришли холода. Кругом все замерзло, а люди не выходят из дому. Все хотят поесть горячего супа, а движение в странах парализовано. Нет сельдерея — повсюду мороз. Владельцы магазинов и торговых сетей по всей Европе ищут поставки сельдерея. Ведь без него и супа-то настоящего не поешь! «Задействуй рабочих, сколько сможешь, а я позабочусь о транспортировке по всей Европе», — закончил друг свою речь.
Рав Гросман рассказывал с чувством об увиденной им картине: сотни арабов из деревень и евреев из Иорданской долины днем и ночью работали в поле. Дети и взрослые вместе участвовали в деле — все собирали листья сельдерея. Целый эшелон грузовиков ждал, чтобы двинуться оттуда в аэропорт. А далее — во все страны Европы! Это было перед Пуримом, а к Песаху рав Гросман попросил для себя немного сельдерея, но не осталось даже одного листочка!
Эта реальная история иллюстрирует чудеса Б-жьего провидения, которых удостаиваются «Могучие силой, исполняющие слово Его». Нет сомнений, такой рассказ способен вызвать в человеке огромное чувство уверенности в Том, по слову Которого возник мир! (Эмуна Шлема)
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его