«Святы будьте, ибо свят Я, Б-г Всесильный ваш» (19:2). Бытует мнение, согласно которому далеко не всякий человек может быть святым и чистым, замечал Альшех. Люди думают, что для этого необходимо обладать чистой душой, добрым характером и заслугами предков, так что из целого поколения лишь один-два человека достигают святости.
Всевышний же, словно опровергая подобные мысли, велит Моше созвать всю общину, начиная с Аарона и старейшин и до самого малозначимого еврея: «Обратись ко всей общине Израилевой и так скажи им: святы будьте!»
Вы спросите, но каким же образом каждый человек может освятиться? Ответ: «Ибо свят Я, Б-г Всесильный ваш». Каждый еврей — словно драгоценный сын Всевышнего, и в любой ситуации, пожелав быть лишь на малость ближе к Б-гу, лишь немного лучше, он уже поднимается на следующую ступень по лестнице святости.
Раби Аарон из Кливны рассказывал на проповеди историю из своей жизни. По молодости, будучи талантливейшим учеником пражской ешивы, его приметил себе в зятья местный купец, хозяин просторного поместья. Он пообещал щедро содержать молодоженов, чтобы Аарон мог спокойно заниматься Торой, пока не станет великим мудрецом. Выделив крыло большого дома для их проживания, он обставил его роскошной мебелью и заказал обширную библиотеку — словом, сделал все, что мог, дабы избавить своего зятя от насущных забот.
Впрочем, зять не весь день корпел над книгами. Посещая синагогу для молитвы, он разговорился там с простой молодежью, сдружился с ними, стал постоянным участником их кутежей и выездов и забросил учебу.
Видя это, тест был весьма недоволен. Однажды в поместье остановился странствующий проповедник, и купец поведал ему о повадках зятя. Проповедник выслушал и пообещал тому поговорить с зятем, да так и сделал, — но Аарон лишь пожал плечами в ответ: «Чего он хочет от меня? Да пусть я двадцать лет за книгу не сяду — все ведь я останусь лучшим ученым в округе, пускай проверит меня против любого из жителей города! Скажи ему лучше, чтоб гордился мной!»
Но проповедник умел увещевать собеседника. «Знаешь, — говорит, — я ведь тоже думаю, что твой тесть заблуждается». И, не дожидаясь ответа, продолжил:
«Но что поделать, если он считает ваш договор расторгнутым… Конечно, он неправ, ведь ты и вправду лучший ученый в городе, но, к сожалению, это он платит, а ты ведь не хочешь оказаться без дома, жены и денег? Потому послушай-ка совета, возвращайся в ешиву, где ты учился, встреть друзей, которые трудились и продвигались, пока ты гулял и жег время, и посмотри, будешь ли ты лучшим среди них теперь? И если нет, подумай, как ты сможешь посмотреть им в глаза?»
Его слова оглушили Агарона, который понял свое заблуждение: мало быть лучшим ученым в провинции, он должен быть лучшим в ешиве, в центре учености!
Он ответил проповеднику:
— Теперь я понял смысл фразы «Будьте святы, ибо Я свят». Если бы говорилось только «будьте святы», можно было бы подумать, что достаточно достичь большей святости, чем у какого-нибудь неотесанного дикаря или невежественного крестьянина. Но Писание говорит: «Ваши мысли не как Мои мысли» — твоя душа вышла из источника святости, так вернись к нему, будь святым, как сам Г-сподь!
И тотчас он поклялся проповеднику возвратиться к учебе. Сдержав слово, он стал одним из святейших и мудрейших праведников своего времени (Майян а-Шавуа).
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его