«И было золото возношения двадцать девять кикаров» (38:24). Наша глава устроена удивительным образом. Святая Тора, которая так экономно относится к словам, и в которой нужно толковать каждую букву и знак, изучать их смыслы и значения, и которая передала целые законы намеками, возведению храма посвящает целых четыре главы: Трума, Тецаве, Ваякъэль и Пкудей. Есть отдельная глава, содержащая приказы о строительстве, глава о том, как их исполняли, и глава с подробным докладом о том, на что ушли материалы. Детальный отчет за каждую монетку — за золото, серебро и медь!
Гаон рав Меир Шапиро, глава ешивы мудрецов Люблина, удивлялся: когда сыны Израиля согрешили с тельцом, об этом было сказано: «И снял весь народ золотые серьги, что в ушах у них». Весь народ! Шестьсот тысяч человек от двадцати лет до шестидесяти. Отсюда ясно, что в общей сложности их было более миллиона человек, не считая примешавшихся египтян. Подумать только о миллионе серег, браслетов, колец, ожерелий, медальонов, цепочек! «Серебро преумножил Я им, и из золота они сделали идола». То же самое сказано в Гмаре к словам «И довольно золота» — сказал Моше Святому, благословен Он: «Серебро и золото, которое Ты давал Израилю, пока они не сказали “довольно”, привело их к тому, что они сделали тельца». Значит, они внесли не только маленькую сережку или одно золотое колечко. Более миллиона человек принесли горы золота, и из всего этого вышел… телец. Даже не бык, достойный такого названия. И при этом никто не удилвлялся, никто не был в недоумении, никто не просил отчета и доклада.
Когда же Моше Рабейну просит пожертвования на строительство храма, и мастера видят, что принесенного достаточно, они останавливают сбор средств. Из собранного выливают светильник высотой с человека — монолит из чистого золота. А ведь чтобы получилось чистое золото, как говорит Гмара (Менахот 29 а), приносили тысячу мер обычного золота, тысячу раз помещали их в горнило, и в итоге оставалась одна мера чистого, переплавленного золота. Ковчег завета, его крышка и крувим — все из чистого золота! Жертвенник воскурений покрыт золотом, стол покрыт золотом, десятки высоких столбов, по шесть метров каждый, — тоже покрыты золотом. Завеса, покровы и одежды служителей храма вышиты золотом, венец, нагрудник и колокольчики на одежде — сделаны из золота. И Моше Рабейну, смиреннейший среди людей, стоит и отчитывается, на что это золото ушло… докладывает о каждой крупице!
Это поражает и вызывает шок. Столько денег течет на непотребные зрелища, на «культуру» и развлечения. Актеры на сцене насмехаются и позорят все святое и дорогое, порочат и осмеивают все ценности и при этом заслуживают щедрую финансовую поддержку. Еще миллионы текут на спортивные соревнования. Ведь нужно поддерживать здоровье тела, заниматься зарядкой! А что может быть более здоровым, как не миллионы зрителей, сидящие в удобных креслах и смотрящие, как одна американская команда соревнуется с другой? Тогда, если заключают договор на десятки тысяч долларов с этими футболистами, государство просто обязано поддерживать деньгами компанию — к вящей славе народа еврейского.
Сколько денег тратится на кибуцы, на всякие учреждения и институты; сколько на университеты и на различные фонды. Но никто не спрашивает и не разыскивает, никто не расследует и не проверяет. Роскошные дворцы, словно застывшие в безмолвии, пустые музеи и выставки, содержащиеся на государственные деньги. Ясное дело — это ж культура!
Но когда просят выделить бюджет на живую, процветающую деятельность по преподаванию Торы и традиционному воспитанию согласно наследию отцов и прежних поколений — на уроки по Торе, школы обучения, религиозные молодежные клубы — тут же поднимаются вопли: «Опять религиозные выжимают деньги!» Заголовки газет гремят, суды разбирают дела. Кому придет на ум дать деньги… на храм?! Нет уж, лучше откармливать тельца.
Все это верно, истинно и непреложно. Но что поделать против искаженного порядка приоритетов, перевернутой шкалы ценностей? Можно лишь горевать и осуждать, не более того. Впрочем, у нас есть драгоценная возможность изменить ход вещей. Давайте обратим взор к себе внутрь, вспомним и проверим порядок наших приоритетов: сколько времени, не говоря уж о деньгах, отдается телу, а сколько душе? Сколько тратится бесцельно, а сколько идет ради духовного? Насколько мы откармливаем «тельца», а сколько отдаем «храму»? (Майян а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский