«И не могли его братья ответить ему, поскольку испугались перед ним» (45:3). Раши комментирует: «Испугались перед ним — от стыда». Здесь требуется пояснение. Ведь «испуг» — это состояние души, связанное со страхом. Когда человек видит разбойника, террориста или хищного зверя, преследующего его, когда слышны страшние звуки, мощные взрывы и т. п. — все это вызывает испуг.
Но когда у человека возникает чувство стыда, казалось бы, ему не свойственно порождать испуг. Если кого-то поймали за непристойным занятием, обычно говорят, что он стыдится этого, но не что он напуган. Как же тогда понять слова Раши?
Может быть, можно сказать, что в отличие от обычной ситуации, стыд, причиненный в тот момент святым сыновьям Яакова, породил в них испуг. Ведь теперь им стало известно, что они не могут полагаться на свой святой дух, как и на то, что взяли себе в помощь Всевышнего.
Это вызвало у них стыд, поскольку они были введены в заблуждение неверным мнением. Следующим шагом был испуг — чувство страха, как у настоящих б-гобоязненных людей, которые боятся, когда им кажется, что согрешили в чем-то.
Получается, братья Йосефа дали разуму власть над чувствами. И когда разум показал им, что они ошиблись и согрешили, у них возник испуг, страх и боязнь из-за греха.
Поскольку каждый человек должен говорить: «Когда же мои поступки достигнут уровня поступков моих предков?», ему нужно всю жизнь стараться ставить разум властителем над чувствами — надо бояться греха, а не чего-либо другого. Следуя такому пути, человек уже может полагаться на Б-га и быть уверенным в Нем во всех своих делах.
Во время мировой войны в том месте, где находился рав Ицхак Зеев из Бриска, падало много бомб, а люди были охвачены страхом и сильным испугом. Дело дошло до того, что никто не мог спать ночью. Все были наготове со своими мешками в руках, чтобы можно было бежать, как только прозвучит сирена.
А рав, как рассказывает его семья, лежал и спал. Все напряжение вокруг него не имело к нему никакого отношения. Он словно жил на другой планете.
Когда его спросили, как он способен на такое, он ответил, что единственное, что не дает ему заснуть ночью, — это вопросы на Рамбама, одного из его комментаторов или других ранних учителей. Но как только вопросы в его уме разрешаются, у него больше нет причин, чтобы не заснуть.
Бомбы? Кто станет вспоминать, что есть нечто подобное…
«Да и вообще», — добавил рав из Бриска, — «что это за вопрос “Как ты способен?” Ведь есть стих из Теилим (3:6), который говорит прямым текстом: “Лег я и засну”. Если уж Писание так говорит, значит, это возможно, причем в любом состоянии. Ведь где ж еще написан этот стих, как не в той главе, что рассказывает о бегстве Давида от Авшалома?»
«Следовательно, отсюда мы имеем доказательство», — сказал рав из Бриска, — «что даже в наиболее трудных ситуациях можно лечь и уснуть».
Таково обыкновение б-гобоязненных и совершенных людей, всем сердцем верующих в Б-га. Когда я сделал все, на что был способен, у меня есть полное право быть спокойным и заснуть даже на фоне взрыва бомбы.
Так было и с нашим учителем, равом-гаоном И. Ш. Элияшевом. При тяжелом обстреле востока Иерусалима иорданским легионом, сотрясался весь дом, и члены семьи просили его, чтобы он спустился на нижний этаж. А он говорил: «Какая разница между нижним этажом и другими? Я сделал то, что должен был сделать сам, а сверх того на мне нет никакой обязанности».
Так нужно вести дела во всех событиях, происходящих с человеком в жизни, даже если речь не идет о бомбежке и обстреле, падающих возле его дома.
Например, человеку нужно записать сына в хедер или в ешиву. В сердце его идет череда различных тревог. Кто знает, примут ли его ребенка? Может быть, это место не соответствует душевным качествам сына? Может, стоит зачислить его в другую школу Талмуд Тора или ешиву? Так и ходит человек в мире, охваченный тревогами, души своей не ведая от многих страданий и угрызений совести. А жаль.
Что должен такой еврей сделать, так это привести себе на ум одну мысль такого типа: «Я сделал свою часть и теперь я полагаюсь на Б-га, что Он поможет мне и сделает Свою». Такая мысль успокоила бы его и привела в надежное состояние.
То же самое в вопросах бракосочетаний, вызывающих огромное беспокойство у многих семей в Израиле. Когда человек может выбрать быть спокойным даже в таких состояниях, даже когда у него «не идет» или «нет вариантов», ему не следует входить в разочарование и отчаиваться. Ему нужно уповать на Б-га всем сердцем и всем своим существом. В меру его уверенности и спасение не замедлит придти (Бархи Нафши).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский