Темы: Недельная глава, Хукат, Оцарот
«И говорил народ о Моше и Всевышнем(…) и помолился Моше за народ(5:7). Раши пишет, что поведение Моше учит нас важному правилу — если у вас просят прощения, не отказывайте, чтобы не прослыть жестоким человеком. Авраам молился за Авимелеха(см. Берешит 20:17), Иов молился за ближних(Иов 42:10), невзирая на прошлое.
Человек, который отказывается простить другого называется грешником — см. Книгу Шмуэля I, 12:23). Праведный Шмуэль простил еврейскому народу их проступки и вознес за них молитву Творцу.
В Талмуде сказано, что животное, у которого нет кости, живет меньше года. Более того, мудрецы описывают насекомое “бака”, вид комара, который живет всего лишь сутки — рождается, ест, откладывает яйца и сразу умирает. Рав Папа, которому стала известна эта информация, возразил: “Но ведь существует пословица “Комариха семь лет жила без мужа?!”
Рав Папа процитировал легенду о комарихе, которая упрекнула супруга: “Ты увидел толстяка, который вышел из воды, уселся на него, напился вкусной крови, а меня не позвал! Раз ты ешь сам, живи сам!” Фольклор имеет под собой хотя бы символическую фактологическую основу, поэтому как может так случиться, что комары-“бака” живут всего лишь сутки? Ответ заключается в следующем — время относительно. Семь комариных лет короче семи людских лет. «Бака” живет сутки, и 10 часов разлуки с женой воспринимаются им как 7 лет.
Упреки рава Папы не совсем понятны. С чего бы ему цитировать пословицы и сказки? С каких это пор народное творчество должно опровергать или доказывать что либо? Да и сказка, заметим, нелогичная — у комарихи было достаточно пропитания и без того самого толстяка. В конце концов, насекомым нужна капля крови, ну, две, чтобы насытиться…
Дело в том, что рав Папа хотел сказать следующее: наша жизнь длится 70-80 лет. Вместо того, чтобы каждый ее день проводить в работе над собой и помощи ближним, мы занимаемся глупыми спорами и дискуссиями. Поэтому не будем уподобляться комарихе: вас обидели? простите обидчика и не обсуждайте произошедшее. Не тратьте время!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.