«И сказал Моше сынам Исраэйлевым: смотрите, Г-сподь призвал именно Бецалеля, сына Ури, сына Хура, из колена Йегуды» (Ваякель 35:30). Почему Моше употребляет слово «смотрите»? Каким образом евреи могли увидеть, что Всевышний призвал Бецалеля? Ответ приводится строчкой ниже — «И исполнил его духом Б-жьим, мудростью, разумением, знанием и всяким искусством». Если мы видим человека, обладающего талантами в определенной сфере, это означает, что Творец выбрал его для определенной миссии.
Рабби Исраэль Салантер любил повторять, что на небесах не раздают подарки, а отдают приказы. В Талмуде сказано, что Давид выбрал в качестве управляющего финансами человека, про которого было известно, что он любит деньги.
В начале двадцатого века в одной из европейских стран прошла выставка самых неожиданных изобретений. Золотой медали был удостоен создатель шкафа, в котором буквально на каждой полке таились сюрпризы — скрытые дверцы, тщательно выпиленные полки, резные украшения.
Венский купец, зажиточный человек, решил приобрести этот шкаф. Он уплатил его создателю восемь тысяч золотых монет, и чудесное изобретение перекочевало во дворец богача.
Через несколько лет богач обеднел. Чтобы хоть как-то покрыть долги, он начал распродавать имущество. На аукцион был выставлен и чудесный шкаф. Покупатели не особенно впечатлились — изобретение ушло с торгов всего за пару десятков золотых монет. Впоследствии шкаф несколько раз кочевал от одного владельца к другому. Позолота сошла, стекло покрылось трещинами, ножки зашатались.
Изобретатель шкафа случайно попал в дом к очередному владельцу — сапожнику. Он в ужасе увидел произошедшее с его детищем. В стеклянной витрине хранились ножницы и другие инструменты, а в ячейках, оббитых бархатом, покоились смола и воск.
Пораженный создатель шкафа сел на пол и заплакал. На его всхлипы сбежалась родня сапожника. Изобретатель начал объяснять — вот здесь хранились драгоценности, эта невидимая глазу полка была предназначена для важных документов… А теперь тут лежат дратва и старые подошвы! Ну как не зарыдать? Куда подевалось великолепие, которое когда-то было оценено в восемь тысяч золотых монет?..
Всевышний сотворил человека по образу и подобию Своему. Он вдохнул в него душу, в которой есть место для Б-гобоязненности, честности и доброты. Мы же на полку, предназначенную для Б-гобоязненности, впихнули гордыню. Ящичек, в котором должна была храниться праведность, стал местом для хранения порочных привычек.
Одной и той же вещью можно воспользоваться во благо и во вред. Из железа можно сделать оружие, а можно и перековать мечи на орала. Рассказывают, что однажды ребе из Турки и ребе из Садигоры шли по лесу и наткнулись на дерево, поваленное бурей. «Как вы думаете, — спросил ребе из Садигоры. — это хорошее или плохое дерево?»
Ребе из Турки ответил: «Если его подберет еврейский плотник и сделает из него рукоятки для свитка Торы, будет раскрыт положительный потенциал дерева. А если оно достанется плотнику-идолопоклоннику, который выточит из дерева очередного божка, раскроется отрицательный потенциал».
Мы должны помнить, что таланты, которыми нас наделил Всевышний, следует использовать во благо, с целью реализации данной Им миссии.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Авраам Коен
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Авраам Коэн
Именно здесь, в Иорданской долине, напротив города Йерихо, еврейский народ под руководством Йеошуа Бин-Нуна вошел в землю Израиля после сорокалетнего блуждания по пустыне.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.