«А сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та» (Шмот 1:7). Рабби Элиэзер Гордон, глава Тельзской ешивы, как-то раз пришел к местному богачу за финансовой помощью ешиботникам. Потенциальный спонсор напустился на раввина: «С чего это я должен давать деньги здоровым лбам, которые могут сами себя прокормить, если пойдут работать? Тора — это, конечно, важно, мы все понемножку читаем Пятикнижие и ходим в синагогу. Но кто сказал, что надо год за годом просиживать штаны в ешиве?!»
Раввин кивнул головой: «Да, много людей знакомы с Письменной Торой. Однако без знания Устной Торы понять ее невозможно. Мои ученики изучают Устную Тору».
Богач поджал губы. «Кто сказал, что невозможно понять Письменную Тору? Сказано, что сыны Израилевы возросли и усилились чрезвычайно. Комментатор Раши поясняет, что женщины рожали по шесть детей, и таким образом на момент Исхода число евреев достигло 600 тысяч человек. Ребе, я торговец и знаю арифметику. 210 лет рабства — это семь поколений. Если в среднем в одной семье было семь детей, число евреев запросто могло достичь миллиона! Зачем же Раши придумал свое объяснение насчет шести младенцев за раз?»
«Да, ваши подсчеты верны, — ответил раввин Гордон. — Но вы забываете о том, что во время трех дней тьмы погибли четыре пятых еврейского народа».
Толстосум не унимался. «В Торе ничего не написано ни про четыре пятых, ни про шестерых детей!», — закричал он. Гордон улыбнулся: «Хотите, я докажу вам, что комментарий Раши основан исключительно на информации, содержащейся в Торе? Если мне удастся это сделать, это будет означать, что есть необходимость в Устной Торе. А вы, в свою очередь, пожертвуете нашей ешиве тысячу рублей». Богач согласился.
«Итак, — начал раввин, — из-за создания золотого тельца Всевышний отстранил первенцев от службы в Храме. На их место были назначены левиты. В главе “Бемидбар” указано точное число первенцев: “И всех первенцев мужского пола, по числу имен, от одномесячного возраста и выше, было насчитано двадцать две тысячи двести семьдесят три” (Бемидбар 3:43).
«Если среди 600 тысяч человек было 22273 первенца, это означает, что в семье было, в среднем, 27 детей. Однако в перепись были включены мужчины от 20 до 60 лет (см. трактат “Бава батра 121:2). Прибавим всех остальных и получим результата: в каждой семье было более 50 детей. Согласитесь, что это возможно только в том случае, если мать будет рожать по шесть детей за раз!”
Пораженный богач раскрыл сейф и вытащил пачку ассигнаций.
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его