«Распростер Он крылья Свои, взял и принес на перьях своих» (32:11). Рабейну Авраам ибн Эзра пояснил, что фраза начинается единственным числом «Как орел поднимается над гнездом и парит над своими птенцами», а птенцов много. И то же во второй части фразы: «распростер крылья свои» — единственное число, а дальше множественное число — «на перьях своих». Распростер — заботится обо всем гнезде с птенцами. Но когда они слабенькие и не могут летать, берет каждого на крылья свои. Так святой Творец относится к нам индивидуально, в зависимости от наших качеств и состояния.
Гаон раби Ишуа Бесис услышал пророческим образом о небесном указе насчет одного хозяина пекарни, что весь мир предан в руки его, и как решит, так и будет, и кого благословит, тот благословен. Пошел он к нему и спросил:
— Какую мицву ты сделал, чем обрел такую заслугу?
— Я простой человек, работаю ради пропитания и ничего не знаю, — удивился он.
— Это важно, постарайся вспомнить, сказал рав.
–Ну, есть что-то небольшое, — замялся он. — Может быть, это имеет в виду рав. В пятницу после выпечки, когда печь еще горячая, приходят ко мне из общины, ставят в печь чолнт. А днем в субботу забирают свои кастрюли. Однажды пришла в шабат женщина, вынула свой горшок, но уронила, и он разбился. Я поразился, в горшке было только одно яйцо. Такая бедность, что больше нечего положить на субботнюю трапезу. Увидел я, как она расстроилась, что разбилась ее посуда и что узнали о ее бедности, и сказал: «Вот, другой горшок, возьми». Вынул свой горшок и дал ей. Она говорит: «Это не мой». Я ей сказал подождать немного: все пришли и разобрали кастрюли, а эта осталась. Я сказал: «Повезло тебе, за этим не пришли, видимо, он не нужен им, забирай себе». Обрадовалась и взяла. И с тех пор каждый шабат готовлю две кастрюли: одну для себя, а вторую, которую никто не забирает, для той женщины…
— Теперь все ясно! — сказал рав. — Если так, да будет моя судьба и мой удел, как у тебя
.(מגיד חדשות)
Когда евреи узнали, что умер один человек из Арам Цова, поспешили люди из похоронной общины на кладбище, чтобы скорее вырыть ему могилу. При этом одна могила рядом обвалилась. Они испугались, что нанесли ущерб чести умершего. Но оказалось, что тело там совершенно целое, и из могилы исходит небесный запах. Этот человек был похоронен 35 лет назад, и никто не знал, что он святой праведник. Рассказали об этом раву города гаону раби Рафэлю Шломо Ланьядо, автору ответов «Бейт дино шель Шломо» и других книг. Рав тоже очень удивился и не знал, чем он заслужил такой доли. Он был знаком с этим простым человеком, который торговал пуговицами и делал петли.
Ночью тот человек явился ему во сне и сказал: «Не удивляйся. Я тебе расскажу, за что удостоился этого»
— Когда я достиг возраста мицвот, я должен был начать себя обеспечивать. Открыл лавочку и стал зарабатывать свои копейки. Расходовал мало, а каждую оставшуюся копейку складывал в глиняный горшок. Иногда зарабатывал очень неплохо, и все излишки складывал в горшок, пока не заполнился. И тогда сказал себе, что пора подумать о детях.
Однажды дошло до меня решение правителя в связи с налогами. К нему пришли неевреи и сказали, что вся продажа пуговиц и изготовление петель в руках евреев, а те не платят налоги. Навет был принят, и вынесен запрет евреям заниматься этим промыслом. В том числе оказался и я. Но заботился не о себе. Потому что у меня был полный горшок монет. И в лавке были еще и другие товары, за которые я получу хорошую плату. Но были семьи, для которых это была единственная парнаса. Среди них семьи вдов и сироты.
Как я услышал этот указ, сразу надел субботнюю одежду, вынул горшок с монетами из укрытия и пошел подкупить шейха. Пришел и попросил поговорить с ним. Когда он появился, я упал ему в ноги.
Посмотрел он на меня и спросил:
— Это что?
— Все мои сбережения.
— И чего ты просишь?
— Ничего. Просто хотел напомнить вашему высочеству поговорку: «Порви горло, но не рви источник дохода».
— Что ты имеешь в виду?
— Господин правитель, я продаю пуговицы и делаю петли, но видят твои глаза, что есть у меня сбережения, и был способ достойно добывать пропитание. Но указом ты обрек на голод многие семьи, а среди них вдовы и сироты. Прими мой подарок и отмени страшный указ.
Подействовало ли золото или слова, обращенные к сердцу, но указ был отменен, и у сотен семей остался источник пропитания.
И ответил рав: Теперь все ясно. Спасший одну душу, как будто поддержал весь мир. Как велика твоя заслуга, что поддержал столько душ, пожертвовав свои сбережения.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Рав Мендель Агранович
Или она может выйти замуж после младшей?
Рав Реувен Куклин
Человек с «белым» именем…
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Менахем Эпель
Что такое "трафим"?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун