«Помни субботу, чтобы ее святить» (5:12). Гаон раби Ашер Хадад рассказал притчу. Это было в Тунисе. Один еврей занял у араба большую сумму. Еврей был богатый и мог погасить долг, но каждый раз, когда надо было заплатить, оправдывался: «Галут…»
Араб не знал, что это такое, думал, тот в тяжелом положении, в нищете, и ждал, когда закончится галут, и тот заплатит.
Однажды пошел он к этому еврею и увидел, что его лавка закрыта. Подумал, наверное, обанкротился, и не видать ему возвращения ссуды. И пошел к нему домой, пожалеть его. Не знал, что лавка закрыта из-за Пурима, а сейчас евреи сидят на праздничном пиру.
Постучал в дверь и оказался на праздничном веселье. Пригласили его сесть, принять участие в трапезе. Увидел на столе дорогую посуду и всякие яства и спросил:
— А что с долгом?
Поднял еврей глаза к небу и сказал: «Что я тебе говорил… галут».
Тут кончилось терпение араба, и закричал: «Если это галут, я готов скорбеть вместе с тобой, возврати мне сейчас же долг»!
И чего достиг тот еврей, кроме того, что проявил неблагодарность и осквернил Имя святое? Галут — не бедность. Главное в изгнании — духовный аспект: изгнание Шхины, разрушение Храма. «Изгнаны царь и вельможи, не стало Торы, и пророки не получают видений» (Эйха 2:9).
Подобную ошибку допускают и в отношении субботы. Как смотрят на субботу? Нельзя работать в день отдыха и покоя — это верно. Но есть нечто намного большее: «Помни день субботний — чтобы его святить»! (Дварим 5:12). «Свята она для вас, царица суббота». Главное для нас — освятить день отдыха. Иначе потеряем главное (מאשר לאבינו).
В Персию прибыл посланник мицвы из Тверии хахам Исраэль Турджеман зацаль и увидел, что в городе разделились мнения о субботе. Поднялся он на возвышение и обратился с речью. Рассказал, что обратился к нему с вопросом еврей, который перестал соблюдать. Ведь известно, что не придет Маших бен Давид, пока все поколение не будет или грешным, или праведным (Санедрин 98). И в нашем поколении столько людей отошли от соблюдения, и получается, что из-за раввинов задерживается спасение… Если все перестанут соблюдать, тогда все, не дай Б-г, будут виновны — и сразу придет Машиах.
И я ответил ему притчей.
Об одном славном полководце, который всю душу отдавал войнам, и потерял один глаз. Победил в войне, сверг короля, стал королем вместо него и стал себя прославлять. Правил сильной рукой и издал жестокий указ: вырвать всем жителям один глаз. Скоро у всех его подданных остался один глаз. И новорожденных после рождения лишали одного глаза. Постепенно это стало обычным в стране: один глаз видит, другой нет.
Как-то приехал в эту страну иноземец и пробудил их чувствительность. Впервые жители страны встретились с человеком, который видел обоими глазами. Окружили и стали глазеть на его уродство: что пользы в этом, как в шестом пальце или в третьей ноге?
А он говорит: «Вы безглазые не понимаете, что это уродство, два глаза очень помогают людям»!
И у каждого еврея есть два свидетеля: знак обрезания на теле и тфилин в будний день, а в седьмой день — обрезание и шабат. А кто довольствуется только знаком обрезания — инвалиды несчастные (אבותינו ספרו לנו, יזרעאלי).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский