«Лицом к лицу говорил с вами Ашем» (5:4). Этот заголовок вызывает удивление. Слова лемутав билвад — только получателю встречаются обычно в деловой сфере.
Что такое битахон — уверенность, надежность, надежда?
Торговец должен послать деньги, и посылает чек. Как обеспечить, чтобы дошел до нужного человека в целости и сохранности, и никто его не присвоил? Хорошо бы послать нарочного, курьера, чтобы передал из рук в руки, но есть опасность, что один скажет «я передал», а другой скажет «я не получал». Или тот получит и потеряет, а чек найдет другой и получит деньги. Или кто-то прибавит к сумме на чеке ноль, что тогда? Все эти проблемы разрешает чек «только для получателя».
О чем мы? В шабат, понятно, мы сделками не занимаемся, не продаем и не покупаем, как написано: «Сделай шабат целиком Тора» (Тана девей Элияу 1). И, по всем мнениям, Тора дана в шабат (Шабат 86). И шабат связан с Торой, он — ради Торы. А Тора тоже дана «только для получателя». Все души народа Израиля и пришельцев — которые потом придут, чтобы пройти гиюр — были у горы Синай, когда была дана Тора (Шабат 146). Поэтому десять заповедей даны в единственном числе, к каждому лично были обращены эти слова: «Лицом к лицу говорил с вами АШем с горы из огня», «Святой, благословен Он, явился вам, как знамение, обращенное к каждому во все стороны. Тысяча людей смотрит на него, а оно как бы смотрит на всех. Так Святой, Благословен Он, когда говорил, каждый из Израиля сказал: Ко мне обращается слово, — как сказано: Я АШем, твой Господь».
И Тора дана каждому лично, лемутав билвад: «Потому что есть много лиц Торы, и приняли ранние авторитеты, что у каждого корня из душ Израиля есть своя дорога в понимании. Это называется, что Тора разделяется на искорки, освещающие во множестве тропинки для душ Израиля» (דרך עץ החיים לרבנו הרמח"ל זצ"ל).
Это только для получателя, не для продажи: «Тору заповедал нам Моше, наследие общины Якова. Наследие нам лично, а посторонний, занимающийся Торой, вторгается не в свою сферу и получает наказание» (ישעיה מח-טז).
Более того.
Мы уже говорили, что лично для получателя — основа полной уверенности, что послание дойдет до адресата. И перед вручением Торы было так:49 дней счета омера, ожидания и подготовки, потом три дня отделения и очищения, и вручение при полном собрании всего народа в трепете и страхе.
Объясним: Все религии мира провозглашают, что они открывают истину, волю Творца, но все они, кроме еврейской традиции, основываются на откровении одного человека, которое было или не было. И тут есть место для сомнений и размышлений: можно ли предположить, что открыть закон всего творения, ради которого все оно создано, Творец пожелал только одному человеку, так ненадежно?
Нет, это не дорога Творца! «Приблизьтесь ко мне, выслушайте, не в тайне Я говорил это с самого начала» (Ишая 48:16).
И это подчеркивает сама Тора, сам Святой, благословен Он: «Ибо спроси о ранних днях, что были до тебя, со дня, когда создал Бон на земле человека сегодняшнего, и до краев небес. Было ли такое великое дела, или слышали о таком. Слышали ли, как говорил из огня голос Бога, как слышал ты и остался жив».
Нет народа и нет веры в мире: Творец явился всему народу — «С Небес тебе дано услышать голос Его, и явил земле величие Свое, и слово Его ты услышал из огня».
От такого явления и свидетельства всего народа невозможно отмахнуться, посчитать его субъективным и несущественным, поэтому оно было одному целому народу: «И дано было тебе узнать, что АШем Он Элоим, нет никого кроме Него» (Мааян ашавуа).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский