«И сделает подсчет с купившим его от года, когда продался ему, до юбилейного года» (25:50). Речь идет о еврее, который продал себя в рабство нееврею. Его родственники обязаны постараться его выкупить: «Не оставляй его, чтобы он не ассимилировался с неевреями до юбилейного года» (Раши). Родственники должны придти к хозяину и провести подсчет: если, скажем, до юбилейного года еще двадцать лет, а нееврей купил раба за двадцать тысяч, получается тысяча за год. Если еврей проработал, допустим, два года, то хозяин обязан отпустить его за восемнадцать тысяч. Все просто и ясно.
Но встает вопрос: неужели Тора учит нас арифметике? Разве мы сами бы не догадались, что нужно разделить деньги на количество лет и таким образом посчитать, сколько полагается нееврею? И действительно, Талмуд (Бава Кама 113) видит здесь закон и приказ: «речь идет о нееврее, который находится под еврейской властью, и тем не менее не пытайся “окрутить” его, чтобы не получилось осквернения Имени Творца (хилуль Ашем) — дискредитации еврейского народа в глазах окружающих.»
Давайте немного задумаемся над вышесказанным. Представим себе, что перед нами подросток-сирота. Его выгнали за плохое поведение из одного интерната, потом из другого заведения, и в конце концов он оказался на улице. Его покойный отец был хорошим евреем, соблюдающим заповеди, дедушка был известным и уважаемым раввином. А внук — растет беспризорником, связался с дурной компанией, набрал долгов, и, не имея другого выбора — продал себя в рабство. И кто же поймал его в свои сети? Сектанты-миссионеры! Их пастор купил его, чтобы тот прислуживал в церкви. Не то чтобы крестился — а просто убирал, чистил, рубил дрова и носил воду. Именно про эту ситуацию говорит Тора в Ваикра 25:47: «И если пришелец или поселенец твой достигнет достатка у тебя, а брат твой обеднеет пред ним и продастся пришельцу, поселенцу у тебя, или выселенцу из семьи пришельца, То после продажи пусть совершится выкуп его; один из братьев его должен выкупить его». «Выселенцу из семьи пришельца» — это продажа себя идолопоклонству как таковому — прислуживать ему, рубить дрова и носить воду.
Но злой умысел миссионеров ясен. Парню 15 лет, до юбилейного года — 45 лет. Эти годы он проведет в церкви, в доме пастора, у него на кухне… Юноша легкомысленен и станет легкой добычей для миссионеров.
Но друзья и знакомые его дедушки, известного раввина, узнали об этом и пришли в ужас. Они объявили сбор средств для спасения мальчика и собрали сумму, достаточную для выкупа двадцати лет рабства. Через двадцать пять лет он освободится. Но тогда уже будет слишком поздно! Они еще раз собрали деньги, и на этот раз их оказалось достаточно, чтобы выкупить еще десять лет. Осталось пятнадцать лет в рабстве.
И тут кто-то предложил идею: «Дайте мне имеющиеся деньги, и я освобожу парня прямо сегодня. Освободим его и позаботимся о нем. Пошлем его в ешиву, будем обучать его Торе, женим на хорошей еврейской девушке и спасем его и его потомство!»
«Как же ты это сделаешь?» — спросили его. Ведь денег недостаточно!
«Очень просто», — отвечает он, — «Я скажу пастору, что произошла ошибка в подсчете, юбилейный год должен выпасть не через сорок пять, а через тридцать лет, и следует отпустить юношу немедленно. Я заморочу ему голову, и пока он придет в себя — вольная уже будет подписана и парень будет на свободе!»
«Ура!» — закричали все, — «какая гениальная мысль!»
Но вдруг встает один из присутствующих и говорит: «Нет, друзья мои! Это запрещено! Да, верно, мы хотим спасти еврейскую душу. И верно, что здесь мы имеем дело со злодеем, который хочет поймать его в свои сети и заманить в свою секту. Все верно, но Тора запрещает это!»
«Почему?» — все спрашивают, — «где это запрещено, и почему?»
И он читает им слова Раши: «не пытайся “окрутить” его, чтобы не получилось осквернения Имени Творца», дискредитации еврейского народа и Б-га Израиля в глазах людей.
Все правильные расчеты, и спасение еврейской души — на одной чаше весов, а осквернение имени Творца, когда нееврей поймет, что его обманули — над другой чаше; и даже относительная вероятность осквернения Имени — перевешивает!
Почему же? Ибо весь мир создан ради славы Небес. «Все, что сотворил Всевышний в Своем мире — ради славы Своей сотворил». И она перевешивает.
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его