Темы: Оцарот
«Сотри память об Амалеке» (Ки теце, 25:19)
Писал праведник, автор книги «Шомер эмуним», благословенна память праведника: «Слыхал я от одного известного праведника, что один из больших учеников Бааль Шем Това, благословенна память праведника, перед тем, как приблизиться к раби, страдал от разных мыслей о вере, и очень сожалел об этом, так как не мог найти выхода. Прослышал он о святом Бааль Шем Тове и очень хотел поехать к нему, но он был бедным меламедом и не было у него возможности поехать. Пока Бааль Шем Тов не почувствовал его замешательство и не приехал в соседний город. Но не мог тот праведник приехать к нему. Тогда Бааль Шем Тов приехал в его город, и праведник очень обрадовался и пошел молиться в миньян Бааль Шем Това.
После молитвы, еще до того, как он успел рассказать о своей беде, сказал Бааль Шем Тов: Что хотел Святой, благословен Он, от злодея Амалека, с которым у Него война из поколения в поколение, и не успокоится Он, пока не сотрет память об Амалеке под Небесами. Чем хуже Амалек, чем фараон, Сихон и Ог, Лаван и Мидьян, Моав, и Билам, и остальные злодеи, которые замышляли истребить святой народ, халила вэ хас.
Злодей Амалек хотел не только уничтожить тело, упаси Б-г, но так же искоренить веру и внедрить яд сомнения. Как известно, у слова “Амалек” такая же гематрия, как у слова “сомнение” — и до сего дня стоит клипа Амалека чтобы запутывать Исраэль в вопросе веры. Поэтому взыскивает с него Святой, благословен Он, больше, чем с других злодеев, и обещал нам вырвать его корень и память из мира!»
Понял тот праведник, что эти слова обращены к нему, и он должен выполнить заповедь стереть Амалека, чтобы уничтожить дурные размышления и сомнения. Но как сделать это, ведь они уже пробрались в его голову.
Продолжил Бааль Шем Тов: «Какое средство есть против злодея Амалека, когда он одолевает человека дурными размышлениями? Так же, как прежде воевал с ним Исраэль. Прежде всего, послал Моше рабейну Иеошуа воевать с Амалеком, а сам поднялся на вершину холма “и были руки его верой”, а толкование: “простерты в молитве, и с их помощью служил Исраэль сердцем Отцу своему на Небесах”. То есть, нужно воевать с дурными размышлениями всеми силами, но вместе с тем молиться Ашему, чтобы сжалился над ним и не отталкивал от света Его Лица, хас вэ шалом».
И от этих речей было тому праведнику спасение, и потом он приблизился к Бааль Шем Тову, и стал одним из глав поколения и главой его учеников.
Рассказывается, что в доме учения праведника раби Ноаха из Лехович, благословенна память праведника, каждый сам готовился к утренней молитве. Один читал «Теилим, другой проводил самоотчет, третий изучал книги на тему богобоязненности. Хасид, раби Ишаяу из Вильно, ходил туда сюда, и было заметно, что лицо его озабочено. Вошел праведник, и все встали, приветствуя его. Только раби Ишаяу не заметил раби, бормоча: “Я не понимаю”.
Что ты не понимаешь?» — спросил праведник.
Сказал хасид: «Мы провозглашаем в тринадцати принципах веры:
“Я верю полной верой, что Творец, благословенно Его Имя, творит и правит всеми творениями, и Он один совершал, и совершает, и будет совершать все деяния”.
“Я верю полной верой, что Творец, благословенно Его Имя, един, и Он один Б-г наш, был, есть и будет”.
И я не понимаю: если я верю полной верой, почему я должен провозглашать это. Если я, не дай Б-г, не вверю полной верой, что пользы в этом провозглашении».
Ответил раби: «Я верю, и каждый еврей верит. Мы все “верующие, дети верующих”. Но у веры есть бесчисленное количество ступеней.
И это провозглашение — на самом деле просьба, чтобы моя вера была полной, более глубокой и более совершенной. Это крик и молитва, а на молитву о духовности отвечают охотно, и вера укореняется все больше и больше». (Торат авот, Мааян а-эмуна)
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его