«Ибо это мудрость ваша и разум ваш в глазах народов… и скажут только» (Ваэтханан, 4:6 )
Народы удивляются глубине еврейской мысли, охвату заповедей Торы. Глубокой мудрости, содержащейся в них. Народы удивляются факту, что нет чего-то, что не записано в Торе.
Когда открыли исследователи, что земной шар — круглый? Шестьсот лет назад. А мы знаем это две тысячи лет, с тех пор, как записано об ээтом в Иерушалаимском Талмуде, в начале третьей главы трактата «Авода зара». А когда открыли, что есть заселенная суша на противоположной половине земного шара? Когда Колумб открыл Америку. Но две тысячи лет назад было записано в святой книге «Зоар» (Ваикра, 10 ), что есть поселение внизу, и там живут люди. И когда здесь свет, там — тьма. Все записано…
Когда пришли к гаону из Вильно, благословенна память праведника, восторженные исследователи и рассказали, что открыли несколько оболочек глаза, показал он им, что это записано в святом «Зоаре». Когда известный врач, специалист по операциям на мозг боялся выполнить сложную операцию из-за отсутствия подхода к опухоли, начертил ему Хазон Иш, благословенна память праведника, путь подхода. Откуда он знал? Из Торы.
Более того, если мы находим в Торе и в словах наших мудрецов что-то, чему противоречит наука, мы можем быть спокойны: наука еще признает свою ошибку и сообщит о правильности написанного. Это уже было прежде. За два поколения до нас возобладала система «критики Торы»: разбить, опровергнуть, расшатать. Относиться к словам Танаха как к легенде, упаси Б-г. Откуда этот подход? От «просветителей» далекой Германии. И вот, именно здесь, начали археологи раскопки и поразились. Подняли руки и сказали: все записано.
Рассказывал рабейну Бен Иш Хай , благословенна память праведника: когда раби Хаим Виталь, благословенна память праведника, написал в своей книге «Маво Шеарим», что у воздуха есть вес, и подкрепил это пасуком: «делать воздуху вес» (Иов, 28:25 ), стали ученые насмехаться: смотрите на этих евреев, они верят, что у воздуха есть вес. Ученые даже «доказали», что это нелогично. Что если бы у воздуха, в самом деле, был бы вес, мы были бы раздавлены его грузом.
Что мы могли им ответить? Только сказать: мы верим полной верой словам наших мудрецов. Мы понимаем вопросы ученых, но нет у нас ответа, однако тысяча вопросов не противоречат реальности.
Прошли годы, и наука возликовала, сделав свои волнующие открытия. Действительно, у воздуха есть вес. И когда баллон наполняют водородом, который легче воздуха, он взлетает все выше и выше…
А что с «доказательствам» убежденной науки? А, у воды, разумеется, есть вес, но, несмотря на это, рыбы не раздавлены. Выясняется, что в отношении нас — то же самое..
Все чаще и чаще они приходят и сообщают: «Только они — самый мудрый и разумный великий народ!»
Но задается вопрос: что такое «только», слово, выражающее малость и уменьшение? (Трактат Санедрин, 49 ) И объясняет рав, автор книги «Сфат коэн», благословенна память праведника: «Поскольку все народы — идолопоклонники, а Исраэль — нет, поэтому они осуждают Исраэль, говоря, что нет у них в этом своего знания. Это слово “только”, уменьшение, но в остальном — это мудрый и разумный народ».
Вы понимаете? Это их «претензия» к нам, к харедимному иудаизму. Потому что мы не связаны со служением идолам…
Верно, что у нас есть чудесная Тора, чистые и возвышенные заповеди, счастливая семейная жизнь, чудесная общинная жизнь. Беспримерная система воспитания, организации милосердия и взаимной помощи. Покой, упование и вера. Но… вы оторваны от общей культуры, от поэтов, опьяненных наркотиками и проповедующих все мерзости, основывающихся на любой скверне, культивирующихся во всякой грязи. Вы оторваны от истории спорта, отчуждены от чудесных зрелищ, представляющих мощь Исраэля, смеющихся над традициями поколений, за которые отцы жертвовали жизнью.
Вы мудры и чудесны, но с одной оговоркой: вы не принадлежите к мусорной культуре, вырождающейся и порочной.
И нет для нас большей похвалы, чем эта. (Мааян ашавуа )
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его