«Я пошлю благословение Мое вам» (Беар, 25:21)
В нашей главе нам заповедан отдых земли в седьмой год. «А если скажете, что будем есть в седьмой год, ведь не будем сеять и собирать урожай»? И пошлю Я Мое благословение вам в шестой год, и хватит урожая на три года».
И если уже послано благословение урожая в шестой год, и чудесным образом был урожай в три раза больше, и глаза удостоверились в произошедшем чуде, почему же должны сказать: «Что будем есть в седьмой год»?! Ответ такой: люди видят чудеса, переживают чудеса, наслаждаются чудесами, но не обращают на них внимание, и даже спрашивают: «Что будет?!»
И это так верно для нас, для нашего поколения и положения. Все знают и даже цитируют высказывание первого главы правительства, что в стране Исраэля в наше время тот, кто не верит в чудеса — человек нереалистичный… И вот, это не только не повлияло на нас, это не повлияло даже на него самого…
Наше положение невозможно — с точки зрения безопасности, государственности, экономики, общества — и, несмотря на все это, мы живем и существуем. Чудом. Мы понимаем и знаем это, и все-таки спрашиваем: «что будет?»… А ответ один: Тот, кто благословлял нас до сих пор, продолжит благословлять нас. И благословение будет все сильнее, насколько мы увеличим изучение Торы, исполнение заповедей и выполнение добрых дел.
Приведем рассказ из Гмары (Трактат Таанит, 25).
Однажды в субботний вечер, в сумерки увидел раби Ханина бен Доса, что дочь его грустна. Спросил он: «Дочь моя, почему ты невесела?»
Сказала она: «Бутыль с уксусом оказалась у меня вместо масла, и я не смогла зажечь субботние свечи». Сказал он ей: «Дочь моя, не все ли равно тебе. Тот, кто велел гореть маслу, Тот велит гореть уксусу».
И рассказывает Гмара: уксус горел всю субботу, пока не зажгли от него огонь авдалы.
Известный рассказ. Но гаон, раби Хаим Фридлендер, благословенна память праведника, обращает внимание на один интересный момент: Гмара говорит, что это случилось после того, как она ошиблась и зажгла фитиль, смоченный уксусом, и увидела, что он горит! Удостоверилась в свершившемся чуде. Почему же она встревожилась? Когда совершается чудо, мы благодарим за него, но опасаемся за будущее: продолжится ли оно, будет ли постоянным, и до какого момента…
А раби Ханина Бен Доса успокоил ее: если было до сих пор, то разумеется станет постоянным…
Праведник, раби Буним из Пшисхи, благословенна память праведника, говорил: «В слихот (молитвах о прощении) мы говорим: “Тот, кто ответил нашему праотцу Аврааму на горе Мория, Он ответит нам, Тот, кто ответил Ицхаку, его сыну, который был положен на жертвенник, Он ответит нам, Тот, кто ответил Яакову в Бейт Эле, Он ответит нам”. Список длинный, до “Тот, кто отвечал всем праведникам, прямодушным и цельным, Он ответит нам” И у мена есть добавление: “Тот, кто отвечал мне до сих пор, Он ответит мне и в будущем”. (Мааян ашавуа)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»