«Ходил народ и собирал» (Бешалах, 11:8)
Наступило утро, солнце взошло над станом Исраэля в пустыне. Занавесы шатров были подняты, и счастливчики обнаружили манн возле своих входов: в кристаллических коробках, упакованный в ледяную росу, омер на человека. Другие, несколько смущенные, вышли искать его. Не очень приятно, когда все видят, что ты не числишься среди праведников… Они вышли за пределы стана, и там их ждали средние порции. А были и те, кто даже этого не удостоился, и вынуждены были блуждать, пока не нашли его (Трактат Йома, 75). Но одно было у всех одинаково: все собирали и все получили свою порцию, большим или малым трудом. Кроме тех, кто сидел в своем шатре, сложа руки — они остались голодными. Их порции растаяли: «А когда пекло солнце, он таял» (Бешалах, 16:21).
Собирающие могли справедливо сказать о себе: пришли, трудились и нашли. Но действительно ли справедливо было говорить так? Да, они должны были потрудиться, чтобы собрать ман. Но в Мехильте сказано: «Сказали Моше и Аарон сыновьям Исраэля: пока вы лежите в своих постелях, Святой, благословен Он, дает вам пропитание». А Писание объясняет: «Когда ночью спускалась роса, на нее опускался ман». То есть, Святой, благословен Он, заранее готовил манн, каждому его порцию — но даже после этого нужно было потрудиться, чтобы найти его и собрать.
Чтобы пояснить это, приведем рассказ из Гмары, случившийся на самом деле.
Бедняк пришел к Раве. Тот приветливо принял его и спросил: «Что хочет отведать твое сердце?»
Ответил бедняк: «Жирную курицу и старое вино», не менее того…
Удивился Рава: «Как ты можешь позволить себе такое меню?» Ты ведь не богач и питаешься за счет общества, как же ты приучаешь себя к таким наслаждениям?
Ответил бедняк: «Разве за счет общества я наслаждаюсь? За столом Святого, благословен Он, я ем». И добавил: Разве не сказано «глаза всех к Тебе устремлены, и Ты даешь им пищу их в его время» (Теилим, 145:15). Не сказано «в их время», но сказано «в его время», а это учит нас, что каждому дает Святой, благословен Он, еду в его время.
Вдруг — пришла гостья. Сестра Равы, с которой он не встречался уже тринадцать лет. И не с пустыми руками, а принесла жирную курицу и старое вино…
Сказал Рава: «Что это? (Объяснил Раши: что вдруг случилось. Я не привык, что моя сестра приходит с курицей и старым вином). Ответила она: ты говоришь слишком много. Встань, поешь»…
Чудесный рассказ, история из жизни. Разумеется, что появление сестры, пришедшей точно вовремя с заказанным меню, доказывает, что мы питаемся за столом Творца благословенного. Но как случилось, что сестра не приходит к брату, главе поколения тринадцать лет? Можно предположить, что она жила далеко, день-два ходьбы, кто знает. Если так, то когда же она вышла из дома, чтобы, наконец, навестить почитаемого брата? Вчера? Позавчера? В любом случае, задолго до того, как бедняк пришел к Раве, и тот спросил, что он хочет есть. И что мы видим? Что вверху заботятся о его еде — знают, куда ее направить, куда послать курицу и вино, где он будет находиться во время трапезы…
Это взгляд Торы, это истинный взгляд, это мы провозглашаем, когда читаем благословение на еду: «Ибо Он Б-г, питает и обеспечивает каждого, и приготавливает пищу каждому творению, которое сотворил»…
Да, наложена на нас обязанность трудиться ради пищи — за наши грехи, как сказано: «ухудшились наши дела и отобрано наше пропитание» (Мишна, конец трактата Кидушин). Однако если мы получаем что-то — значит, это было приготовлено заранее! (Мааян ашавуа)
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»