«Приносили жертвы бесам, не Б-гу» (Аазину, 32:17)
Рав, автор книги «Кеилот Яаков», благословенна память праведника, был приглашен исполнить заповедь сандака (еврея, держащего младенца во время обрезания). Он поехал на такси к месту, где должно было быть обрезание, но вдруг попросил водителя остановиться, и хотел выйти из машины. Что случилось? Около переднего зеркала висела кукла. «Идолопоклонство», — пробормотал гаон. Его сопровождающий удивился. Это украшение, и не более того. Он попросил водителя убрать куклу, и тот спрятал ее за зеркалом. Гаон успокоился.
Сопровождающий еще не оправился от удивления. Спросил он водителя: «Для чего тебе эта кукла?»
«Она приносит мне счастье», — был ответ…
Странно?… Вовсе нет! «Вера — это самая тонкая склонность в душе человека», — писал рав, автор книги «Хазон Иш», благословенна память праведника (Книга «Эмуна у-битахон»). Творец Благословенный укоренил ее, чтобы верили в Него. Но выбор дан, и человек может повернуть склонность к вере к фальшивым и ложным каналам. Верить в счастье, верить в себя или в человека. Установить на пороге своего дома подкову вместо мезузы, придать важную силу кукле…
Сказал гаон, раби Залман Сороцкин, благословенна память праведника: есть люди, мудрецы в своих глазах, смеющиеся над всем святым, возомнившие себя прогрессивными и объявляющие себя неверующими. Но ни за что они не будут жить в доме под номером тринадцать… не пройдут под лестницей… И если черная кошка перейдет им дорогу — вернуться обратно…
О них говорит написанное: «приносят жертву бесам, не Б-гу». Почему подчеркнуто, что бесы — не Б-г? Имеется в виду следующее: бесам приносите вы жертвы — почему же не Б-гу?!…
В соответствии с этим объяснял раби из Пшисхи, благословенна память праведника, слова мидраша (Бамидбар раба, 14:2), пасук: «И не будет еще такого пророка в Исраэле, как Моше». В Исраэле не будет, но среди народов мира будет. И кто это — Билам. Почему? Чтобы не было у народов мира претензий, что не дали им пророков. И это удивительно, ведь у них была претензия: Исраэлю дали такого возвышенного пророка, как Моше, а нам самого низкого среди людей, Билама? Но вот ответ: если было бы не так, они заявили бы: мы не искали связи с Творцом. Потому что были неверующими. Что можно ответить на такую претензию? Что сделал Святой, благословен Он? Дал им такого низкого человека, как Билам, который претендовал на высшее знание — и они стали приходить к нему, чтобы просить проклятия и благословения. Ага! Если так — вы верующие, но почему не в Моше и его Тору?! И на это не будет у них ответа…
В книге «Меам лоез» на главу (Шмот, 14:1) мы нашли поучительный рассказ об еврее, шедшем в район Кидер, жители которого поклонялись огню, считавшегося у них богом. Они приносили себя в жертву огню, бросаясь в огонь, и верили, что приносящий себя в жертву, спасется от суда Геинома.
Когда еврей прибыл в Кидер, то остановился в доме одного старика, отдохнуть с трудной дороги. Он хотел продолжить путь, но тут распространились слухи, что дорога заполнена разбойниками и убийцами, нападающими на путников. Они забирают их имущество, а их самих убивают. Что он сделал? Дал свое имущество на хранение старику, у которого остановился, так как жители Кидер были известны своей честностью и верностью. После этого он продолжил путь, чтобы уладить свои дела в отдаленном городе, а разбойники не трогали того, у кого не было с собой никаких вещей.
Через некоторое время возвратился человек в Кидер, чтобы забрать свое имущество и возвратиться домой, но ему сказали, что старик умер, так как принес себя в жертву огню. Попросил он его наследников вернуть вещи.
Сказали ему: «Мы ничего не знаем о вещах».
Начал он плакать о потерянном имуществе, которое собрал с большим трудом, сбивая ноги в ходьбе по дорогам из города в город, из деревни в деревню, а теперь все пропало, и он вернется домой с пустыми руками.
Сказали ему: «Не беспокойся. Подожди три дня, и твое имущество будет возвращено тебе».
Удивился он, услышав это. Объяснили ему, что таков обычай этого места: всякий, приносящий себя в жертву огню, с миром возвращается домой на третий день к своей семье и пишет завещание на свое имущество. Подождал он три дня.
На третий день появился старик, радуясь своей жене и детям, и написал завещание, что им делать с его имуществом, которое останется после его смерти.
Спросил его еврей: «А где мое имущество?» Открыл он шкаф и возвратил ему его имущество.
Стоял еврей и удивлялся: «Ты, в самом деле, принес себя в жертву огню?»
Ответил тот: «Да». Спросил еврей: «Почему ты это сделал?»
Ответил старик: «Так как приносящий себя в жертву огню, не присуждается к Геиному и ему прощают все грехи. А сейчас оставь меня. Я обязан распрощаться и возвратиться на свое место».
Спросил еврей: «Куда ты теперь пойдешь?»
Ответил ему: «Я иду на край света, чтобы броситься в Геином, а оттуда я войду прямо в Ган Эден».
Сказал еврей: «Я хочу идти с тобой, посмотреть, как ты бросишься в Геином».
Сказал старик: «Не ходи со мной, а иначе ты тоже захочешь принести себя в жертву».
Сказал еврей: «Я еще молодой и хочу пожить. Но я хочу увидеть, удостовериться и решить, какой путь выбрать».
Предостерег его старик: «Если ты не уверен в своем решении, не ходи со мной!»
Он пошел, а еврей — за ним. Сказал стари: «Вернись».
Ответил еврей: «Куда ты пойдешь, туда и я».Сказал старик: «Не ходи со мной!»
Ответил еврей: «Не все ли равно тебе? Я не боюсь. Я просто хочу увидеть, в чем тут хитрость».
Спросил старик: «Ты еврей?» Ответил ему: «Я еврей, сын еврея».
Сказал ему старик: «Если так, знай, что я не человек, а бес. И я послан, чтобы вводить в заблуждение глупцов, оставляющих служение Б-гу живому, Владыке мира, и служащим огню. И когда кто-то из них бросается в огонь, я прихожу через три дня и принимаю его образ, вхожу в его дом, пишу завещание по его желанию, и с похвалой рассказываю о его величии, за то что бросился в огонь Геинома. И так я искореняю его из этого мира и мира будущего. Но не только для служащих огню есть у нас всякие хитрости и соблазны, но и для других идолов, как сказано: “Возносит народы и губит их” (Йов, 12:23). Но нет у нас разрешения вводить в заблуждение евреев, которые верят в Творца мира и приняли Его Тору и заповеди. Как сказано: “Не такова доля Яакова, ибо создал все Он” (Ирмияу, 10:16). То есть, нет доли у Яакова вместе с с другими народами, так как верят они в Ашема, создавшего все».
Когда услышал это еврей, возрадовался и пошел своей дорогой к миру. (Мааян ашавуа)
«Б-г верный, праведен и прям Он» (Аазину, 32:4)
Однажды Хафец Хаима спросили: ведь наши мудрецы, благословенна память праведников, сказали (Иерушалаимский Талмуд, начало трактата Пеа), что «все вещи ничего не стоят в нем» (Мишлей, 8:11), то есть все вещи в мире не стоят одного слова Торы. И поэтому «вознаграждение за заповедь приходит в будущем мире» (Трактат Кидушин, 39), ибо недостаточно всего этого мира, чтобы заплатить за одну заповедь. Но ведь хорошо было бы взять одну из исполненных заповедей и за ее вознаграждение жить спокойно и богато, в будущем мире получить плату за все заповеди. Кроме одной…
Ответил Хафец Хаим притчей. Группа детей возвращалась из школы, и один из них нашел сто долларов (в то время на сто долларов можно было купить целое здание). Что сделали: пошли в магазин, где продавали сладости. Сказал им хозяин магазина: вы можете купить на эти деньги все, что хотите. Набрали они разных конфет, наелись и пошли домой. Увидел отец мальчика пакет в его руках и спросил: «откуда у тебя конфеты в будний день?»
Ответил тот гордо: «Я нашел сто долларов».
Взял отец ребенка за руку и повел в тот магазин сладостей. Спросил он продавца: «Мой сын дал тебе сто долларов?»
«Да», — ответил продавец. «Я хочу, чтобы ты вернул их», сказал отец.
«Они мои, он и его друзья накупили на них разные сладости».
Разозлился отец: «Это воровство, они дети и не понимают ценности денег! Ты воспользовался их наивностью. Даже если они дали тебе эти деньги, ты не должен был их брать»…
Нет сомнения, что отец прав.
То же относительно нашего вопроса. Все наши понятия заключены в «конфетах», в суете этого мира. Мы не понимаем ценности заповедей, светящих в вечном мире. Когда мы придем туда и выяснится, что наше вознаграждение уменьшено на одну заповедь, наш мир будет темнее в какой-то мере. Мы спросим, где плата за ту заповедь, и нам ответят, что мы получили ее в преходящем мире. Разве мы не возмутимся: за вещи суетные мы потеряли вечное вознаграждение?! И мы скажем: глупцами мы были, не знали, что такое духовное вознаграждение.
И об этом сказано: «Твердыня Он, и все деяния Его справедливы. Б-г верный». Он воздаст праведникам за их праведность в мире будущем, как объяснял Раши. И если ты скажешь, почему бы не дать им немного в этом мире, то у Него «нет несправедливости». И даже если они просят об этом, то ведь «праведен и прям Он», и не хочет поменять их вечную плату на плату малую и преходящую! (Хафец Хаим а-хадаш, Хесед ле-Авроом)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский