«И повторяйте их сыновьям своим» (Ваэтханан, 6:7)
Рассказывал раби Шалом А-коэн Швадрон, благословенна память праведника: раби Элияу Лупьян рассказывал историю, слышанную от праведника, раби Гирша Бройдэ, присутствовавшего при самом событии.
Царь Николай проезжал через их город. Тысячи людей собрались на вокзале, где царь должен был находиться недолгое время, а затем продолжить свой путь. Собравшиеся хотели видеть его и долго ждали этого.
Когда поезд остановился, тысячи крестьян, которые ждали царя много часов, начали приветствовать его восторженными криками.
Один из министров вышел из вагона и поднял руку, утихомиривая толпу. Крестьяне замолчали. Тогда он сказал: «Послушайте, пожалуйста, царь устал и прилег отдохнуть. Пожалуйста, не мешайте его покою. Вы можете идти домой, а через час вернуться. Царь еще будет здесь» И министр вернулся в вагон.
Только он ушел, крестьяне вновь заорали: Ура!
Министр снова вышел и сказал удивленно: «Где культура? Я ведь сказал вам, что царь отдыхает, идите домой и возвращайтесь через час»
Только он вошел в вагон, как они снова стали орать: «Браво, царь, да здравствует царь!» Как будто он ничего им не говорил. Министр снова вышел. Но на этот раз с ним вышел военный, рангом пониже, и рав Гирш услышал, что этот военный просит министра: «Дай я поговорю с ними».
«Хорошо», — согласился министр.
Вышел военный и заорал крестьянам: «Невежды, вы не слышали, что вам сказали?! Если вы не уйдете, сейчас я начну стрелять в вас!»
Крестьяне послушались и пошли немного отдохнуть… Потом вернулись, чтобы приветствовать проснувшегося царя.
Угрозы и кулаки — это язык, понятный крестьянам. Вежливость не входит в их уши.
Раби Элияу Лупьян относил этот пример к приемам воспитания: нельзя воспитывать ребенка так, чтобы он боялся только плети и палки, ведь если он привыкнет к такой форме воспитания, то не сможет понять более тонкий язык, и тогда — ой и воспитаннику, и воспитателю.
В другой раз он приводил этот пример, когда говорил о работе человека над изменением природы своего тела, сделанного из материи, «праха земного». Не всегда можно научить его разговором, культурно и вежливо. Иногда надо мучить его. Только тогда оно начнет понимать свое место. Страданиями сотрясают привычки тела — тогда оно начинает немного думать о своих обязанностях в этом мире и выходить из-под власти злого начала.
И еще мы учим из пасука второй части «Кирьят Шма»: «И обучайте им сыновей своих произносить их, когда сидишь ты в доме твоем и когда идешь ты по дороге, и когда ты ложишься, и когда ты встаешь». Спрашивает рав, автор книги «Ктав Софер», почему начинается пасук со множественного числа, а кончается единственным? «И обучайте им сыновей своих», язык множественного числа, то есть, говорит Тора всему Исраэлю, чтобы обучали сыновей своих говорить о ней. В таком случае пасук должен заканчиваться так: «когда сидите вы в домах ваших, и когда идете вы по дороге». Почему же это написано в единственном числе?
И объясняет Ктав Софер: есть люди, желающие от всего сердца воспитать своих сыновей согласно Торе, чтобы стал мудрецом, ибо если отец, халила, не совершенен, то сыну он желает, конечно же, самого лучшего.
Вечером он приходит с работы уставший, входит в дом. Тогда доброе начало говорит ему: есть в такой-то час урок Торы. Как ты можешь идти спать, не уча Тору? День без учебы Торы считается «мертвым днем».
Но злое начало сопротивляется и говорит: все верно, но сейчас ты устал. Тогда еврей думает: раз я устал, послушаю немного новостей и музыки. Для этого он забывает, что устал. После он начинает есть, а после еды уже засыпает.
Поэтому сказала Торы: если ты хочешь воспитать своего сына в соответствии со сказанным: «и обучайте им сыновей своих», как ты должен это сделать? Говорить с ними, когда сидишь ты в доме твоем, а когда они увидят, что ты учишься, твой личный пример: «когда сидишь ты в доме, и когда идешь ты по дороге, и когда ты ложишься, и когда ты встаешь», тогда увеличатся твои шансы, чтобы научились они у тебя и пошли твоей дорогой. (Леагид — Хумаш а-магидим)
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его