«А имя убитого человека Исраэля, убитого с мидьянитянкой, Зимри бен Салу» (Пинхас, 25:14)
Объясняет святой наш учитель Альших, благословенна память праведника: «Иди и смотри, к чему приводит грех! Вначале был “человек Исраэля”, значительный и высокий, “глава колена “. А теперь — он “убитый”, испорченный и попранный. И не просто убитый, а “убитый с мидьянитянкой”. Он совершил низость и опустился до нее! С ней — в ее компании (Трактат Йома, 35). Они не расстанутся вечно.
Это мы можем понять, если вспомним слова мидраша (Нида, 51), что Ог, царь Башана, нашел нашего праотца Авраама пекущим мацу для Песаха, когда пришел сообщить ему, что Лот попал в плен. С того времени его зовут “Ог”, по имени пирогов “угот” (иврит)…В день кончины нашего праотца Авраама, мир ему, варил его внук, наш праотец Яаков, чечевичную похлебку, еду скорбящих. Пришел с поля Эсав и услышал горькую весть: дед умер, великий учитель, пророк и человек Б-га. Но все, что его интересовало в тот момент, это булькающее варево. Не его символичность, не его запах, не его вкус: “Налей мне, пожалуйста, красного, красного этого”. Его взбудоражил цвет. Ах, так?! “Потому назвали его именем Эдом (красный — иврит)”. “Имя — это главное, оно как суть формы человека. Ибо имя приходит, как главное и как суть вещи” (Гур Арье, Маараль). А какое у него имя, суть и главное? Эдом! Господин Красный, какой стыд.
Вот и все. Зимри сын Салу был главой в Исраэле, значительным человеком. Он вышел из Египта, получил Тору. Но его грех привел к тому, что в его голове будет мидьянитка.
А ведь это ужасно. Человек, привязан к страсти, и она заполняет всю его личность. И его уже называют “господин такой-то страсти”. Одного можно назвать “господин видео”, другого — “господин автомобиль”, третьего, может быть, “господин семечки”, четвертого — “господин новости”…
Это действительно так! Говорят наши мудрецы, благословенна память праведника (Трактат Сота, 3): “Всякого, кто совершает грех, он обволакивает его, и привязан к нему, как собака, и идет перед ним в день суда”.
С другой стороны, мы нашли, что у мудрецов, которых зовут “Моше”, весь интерес к Торе Моше. А тех, кого зовут “Содани” — обладатели тайн, ибо удостоились написанного: “тайна Г-спода — боящимся его”, а также Святой дух присутствует на них (Трактат Минхот, 71 и Раши). И нашли мы, что наших мудрецов называют словами их изречений, как, например: Раби Зеума говорит: как тот, кто нечист (мезуам — иврит) (от кого исходит запах пота), непригоден к работе в Храме (Трактат Брахот, 41), так нечистые (мезуамот) руки непригодны для благословения (Трактат Брахот, 53).
Таким образом, с одной стороны — “господин краска”, “господин еда”, а с другой стороны: “рав алахи”, “мудрец комментария”…
Когда мы поднимемся на небеса, каким именем провозгласят о нас? “господин недельной главы (Торы)”, «господин милосердие” или «господин новости”…
И есть не менее ужасные вещи. Как учили наши мудрецы (Пиркей хибут а-кевер, 82), (приведено в книге «Хесед ле-Авроом): спросили раби Элиэзера, каков суд в могиле? Сказал им: в час, когда умирает человек, приходит ангел смерти, садится на его могилу, ударяет по ней и говорит умершему: “Встань, скажи твое имя”.
Отвечает он: “Открыто и известно перед Тем, Кто произнес, и стал мир, что я не знаю своего имени”…
Ужасно.
Имя — это суть, главное в личности.
Скажи мне: кто ты?!
Открыто и известно перед Тем, Кто произнес, и стал мир, что я пустая полость, бессодержательный, нуль, ничто. Пустой, ни с чем.
Ой, тому стыду, ой, тому позору.
Может быть, впустить в наш мозг немного Торы, сформировать личность. (Мааян ашавуа)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский