«За то, что не послушали вы слова Моего в Мей-Мерива» (Хукат, 20:24)
Сказали наши мудрецы, благословенна память праведников: «Не послушали — когда сказал Я вам говорить со скалой». И писал автор «Пиркей Тора», что здесь поясняется, что главное в учебе Торы — речь, и ее силой можно совершить чудо извлечения воды из скалы.
Но Моше рабейну понял, что главное — это посох, на котором высечено Имя Ашема, которое является Источником жизни в мире, и от удара посохом исполнится Воля Благословенного. Однако намерение Ашема Благословенного было другое, Он хотел показать, что речь, а не что-то другое создает связь между жизненностью мира и жизненностью скалы. Эта речь — речь изучения Торы.
И мы должны встрепенуться от этого знания и тем более исполнять, ведь если в силах Торы извлечь свежую и чистую воду из каменной скалы, то насколько велика сила Торы, чтобы смягчить каменное сердце человека и извлечь из него любовь к Торе и богобоязненность.
Чтобы проиллюстрировать силу Торы, расскажем здесь чудесное происшествие, случившееся с гаоном, раби Шимоном Шкопом, благословенна память праведника, отца глав ешив последнего поколения.
Один из его учеников живший в Америке, стал большим богачом, построил себе очень роскошный дом в несколько этажей и вложил в него огромные деньги и много сил. Это здание считалось одним из самых роскошных во всем районе.
И вот, когда это здание уже было построено, выяснилось нечто ужасное. Одна женщина постучалась в двери богача и заявила, что у нее тоже есть доля в участке, на котором построен дом, а поскольку он не получил ее согласия на строительство, она предъявляет ему иск при поддержке адвокатов, требуя разрушить здание…
Богач поразился этому неожиданному известию, которое могло разрушить все его планы. Он предложил женщине большую компенсацию, даже б`ольшую, чем ее доля в участке, и пытался убедить не разрушать здание. Однако она сказала, что нет никакой нужды возмещать ей убыток деньгами, поскольку она богаче него…
Женщина упорно стояла на своем. Богач испытывал большое душевное расстройство, ибо разрушение здания было связано не только с большим денежным убытком, но и огромным огорчением.
Через несколько дней после этого богач услышал, что его рав, рав Шимон, приезжает с визитом в Америку. Он решил подойти к раву и рассказать о своей беде.
Когда рав Шкоп выслушал его, то сказал своему ученику: я дам тебе хороший совет, и если ты сделаешь, как я тебе скажу, Святой, благословен Он, поможет тебе, и женщина отступит от своих требований.
Иди в свою синагогу и купи у своего старосты заповедь «поднятия» свитка Торы, и в момент исполнения заповеди, когда ты будешь поднимать свиток — внимательно смотри на буквы, написанные на пергаменте!
Богач сделал так, как сказал ему глава ешивы. Он купил «поднятие» и рассмотрел вблизи буквы свитка.
И вот, во что не верилось, случилось. Не прошло и суток после «поднятия», как женщина пришла к нему и сказала, что ее решение разрушить здание неподобающе, и она готова получить с него компенсацию, и этим закончить дело.
После того, как все завершилось миром, и богач избавился от большой беды, решил он спросить рава Шимона о смысле данного ему совета.
Ответил ему глава ешивы: написано в книге «Маген Авраам», что когда исполняют заповедь «поднятия» в синагоге, надо поближе рассмотреть ее буквы, ибо через них спускается на человека большой свет.
«Мое намерение, — сказал рав Шкоп, — заключалось в том, что когда ты посмотришь на буквы со своим разбитым сердцем и удрученным состоянием, в котором ты пребываешь, большой свет букв удалит из тебя темноту, и тогда само собой, с удалением темноты, исчезнет и проблема»… (Алейну лешабеах)
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его