«Не бойся его» (Хукат, 21:34)
В мидраше есть притча (Ялкут Шимони, Эстер, 3), которая может привести в отчаяние, но ведь отчаиваться запрещено! Притча о птице, которая свила гнездо на берегу моря. Накатилась огромная волна и смыла гнездо. Рассердилась птичка и решила отомстить морю. Осушить его. Взяла в клюв каплю моря и вылила в песок. Набрала еще каплю и вылила в песок…
Птичка, разумеется, давно умерла, Море же, как мы видим, до сих пор еще полное…
Волны враждебности, волны ненависти, волны ассимиляции и неверия накатились и смыли духовное наследие представителей восточного еврейства. Три тысячи лет укоренившегося еврейства, величественных традиций, чудесных обычаев были смыты волной плавильной печи возгордившихся: «мы знаем, что хорошо для вас». Вы — дикие, а мы — культурные, вы — невежественные, а мы — образованные. Вы держитесь за традиции предков, а мы создаем новое, новую культуру…
Накатилась волна и смыла гнездо вместе с птенчиками. Утопила их! Тюрьмы полны ими.
Такого не было ни в Мороко, ни в Тунисе, ни в Ливии. Ни в Иране, ни в Ираке, ни в Арам Цова, ни в Турции, ни в Йемене, ни в Трансиордании. Наши сыновья там не были ворами и грабителями, преступниками и убийцами. Были порядочными людьми, чистыми сердцем и делами. Хорошими перед небесами и перед людьми. Довольствующимися плодами своих рук, слушающихся своих равов, живущими в согласии с собой, своей семьей, своей общиной и своим Б-гом.
Накатилась волна и смыла семейное гнездо, разрушила без жалости! Где сплоченность семьи и взаимное уважение? Где почитание родителей и целование их рук, где склонение головы для благословения? Где почитание старейшин и их чествование?
Море пустоты, море хаоса, гибельной культуры накатилось и смыло!
Прилетела птичка, мать птенчиков и хочет… высушить море! Светское море. Спасти птенцов, поселить их в надежное убежище. Какие силы у птички? Каплю, и еще каплю — а море так велико, так огромно с его безднами и высотой волн!
Чем высушивают воды злодейства? Открытием урока Торы, и еще одного. Строительством синагоги и еще одной. Организацией семинара и еще одного. И еще одного, и еще одного…
И не раз прокрадывается мысль: капля и еще капля, урок и еще урок — разве они высушат море?!
Ответ мы находим в недельной главе. Моше рабейну, мир ему, выходит на войну против Ога, царя Башана. Ога, который выкорчевав гору высотой в три парсы (около тринадцати километров), нес ее на голове, чтобы похоронить под ней весь стан Исраэля, халила. Кто такой Моше рабейну против него? Против великана, человеческого небоскреба?
А ведь это наш вопрос.
И приказал Г-сподь: «Не бойся его, ибо в руку твою предаю Я его». Каким образом? Рассказывают наши мудрецы (Трактат Брахот, 54): во-первых, огромная гора опустилась Огу на шею. Он стал слепым и беспомощным великаном, сбившимся с дороги. А ведь это точно синдром западной культуры, хаотичной и гибельной. И, во-вторых: «Моше, какого он роста — десять амот (около пяти-шести метров). Взял он копье, подпрыгнул на десять амот, ударил Ога в лодыжку — и убил его».
Вы видели человека, умершего от укола в лодыжку? Разумеется, нет. Но Творец управляет нами так: вы делайте вашу часть, а Я дополню: «Воззову к Б-гу, заканчивающего за меня», Я закончу за вас. Вы организуйте сеть уроков Торы, а Я совершу переворот и приведу Избавление! (Мааян ашавуа)
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его