Когда события повторяются снова и снова, они становятся привычными, само собой разумеющимися, не вызывают вопросов и не нуждаются в объяснении. Привычка усваивается, и многие действия в дальнейшем ребенок совершает почти автоматически.

Значение последовательности в жизни человека

Последовательность чрезвычайно важна: для ребенка последовательность родителей означает чувство уверенности и владения ситуацией в этом запутанном мире, где очень много непонятного. Для ребенка мир — это, в лучшем случае, нечто очень сложное и полное случайностей, это система, в работе которой разобраться очень трудно. А в случае похуже — всё незнакомо, всё неизвестно, правила игры непонятны. Любопытный ребенок жадно стремится исследовать окружающий его мир и пытается разгадать его загадки: как он устроен, что в нем разрешено, а что запрещено, и кто это определяет.

За этой сильной потребностью исследовать и понять устройство мира прячется не менее сильная потребность в безопасности, а безопасность создается тем, что известно и знакомо. Ощущение безопасности проистекает из возможности заранее предсказать, что должно случиться. Самый главный пример этого в жизни ребенка — это постоянный распорядок дня, когда события более или менее точно повторяются (например, каждый день после душа идут спать).

Когда события повторяются снова и снова, они становятся привычными, само собой разумеющимися, не вызывают вопросов и не нуждаются в объяснении. Привычка усваивается, и многие действия в дальнейшем ребенок совершает почти автоматически.

Самый лучший пример — привычка пристегиваться в машине. Большинство детей, привыкших с самого рождения ездить пристегнутыми на детском сиденье, без споров будут садиться туда в два и в три года, а когда станут постарше, будут сами пристегиваться, не дожидаясь, пока им об этом напомнят. Потому, что их самым последовательным образом пристегивали каждый раз — и это превратилось в почти автоматическое действие. Родители могут рассказать: если они сядут в машину и не сразу пристегнут ребенка, он сам обратит на это их внимание.

Это показывает, насколько последовательность «окупается» и насколько этот подход удобен и облегчает жизнь родителям. И не только родителям он облегчает жизнь: он снимает с ребенка тяжкий и ненужный труд проверки границ. Иногда непрерывная проверка границ (как было с тем «жутко, ну просто жутко упрямым» ребенком из нашего примера) — это ноша, которую ребенок принял на себя. Нам важно понять этот момент, т. к. наша естественная склонность — воспринимать это как ношу, которую несут родители.

Дело в том, что эти несчастные дети связаны с родителями такой системой отношений, в которой они никогда не знают, чего ожидать и как родители отреагируют на следующую проверку границ: улыбнутся и постараются «сгладить» проблему или будут стоять на своем, не уступая? И вот эти дети вынуждены занять позицию, при которой им приходится снова и снова повторять модели нежелательного поведения — только потому, что они неспособны предвидеть реакцию своих непоследовательных родителей.

 

Значение надежности

 

Но при установлении и укреплении границ важна не только последовательность. Чрезвычайно важна также надежность родителей. Ребенок должен на опыте убедиться: когда родитель обещает, требует или запрещает что-то — именно так оно и будет. Ребенок учится ценить слова родителей и понимать, что они действительно имели в виду то, что сказали, и что решение родителей будет выполнено несмотря ни на что. Если ребенок вырос в этом и убеждается в этом на опыте снова и снова, он обладает ясным и глубоко воспринятым сознанием родительского авторитета, проистекающим из того, что на слово родителей можно полагаться.

Надежность и авторитет человека определяется тем, могут ли другие верить ему и полагаться на него. Родители должны спросить себя, выглядят ли они надежными в глазах детей. Научил ли детей опыт совместной жизни с ними тому, что на них можно полагаться и им можно доверять? Знает ли ребенок, что слово родителей твердо?

Опыт ребенка позволяет ему выработать ответ на эти вопросы. В прошлом, когда родитель что-то требовал, запрещал или отказывал ребенку в чем-то, — насколько он был последователен? Не изменял ли своего решения под давлением ребенка? Или этот родитель — из тех, кто разбрасывается словами, обещаниями или угрозами, но, в конечном счете, не обязывает ребенка выполнить свое требование?

Если обычно события развиваются по второму варианту, родитель должен осознать, что он сам, собственным поведением, делает себя ненадежным в глазах ребенка и тем самым разрушает свой авторитет.

Когда родитель угрожает определенным наказанием, а потом не наказывает, когда родитель считает до трех, а потом ничего не происходит, — ребенок усваивает, что на родительские угрозы не стоит обращать внимания, и родитель может продолжать угрожать дальше — с нулевым эффектом.